15 декабря 1448 года Русская Православная Церковь стала самостоятельной

По предложению московского князя Василия Второго Тёмного (1415–1462) первым русским митрополитом выбранным самими русскими был епископ Рязанский и Муромский Иона.
 
Произошло это на соборе в Москве 15 декабря 1448 года, Иона был избран митрополитом Киевским и всея Руси и Русская Православная Церковь стала самостоятельной.
 
Почему это произошло?
 
Со времени принятия христианства в Киеве, в 988 году почти пять столетий именно греки назначали нам главного священника, который назывался — “митрополит русский”.
Причём все митрополиты за исключением Иллариона, автора «Слова о Законе и благодати» в 1051 году и Климента Смолятича в 1147 году, были греками.
 
Греки безраздельно правили русской духовной жизнью, а в русских храмах поминался византийский император.
Однако Русь политически никогда не была зависима от Византии.
 
Для выхода из подчинения Царьграду у Москвы имелось две веских причины:
1. Уния Константинопольской Церкви с римским папой на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–1439 годов. Греки учившие русских, что католики это еретики признали власть римского папы в надежде, что он защитит их от турок.
 
2. В 1453 году Царьград пал, последний византийский император погиб в бою, а греческий патриарх стал полностью зависим от османского султана. Россия, а именно так греки называли Русь стала единственной независимой православной страной в мире. Константинопольский патриарх превратился в заложника султана.
 
Митрополит назначаемый греческим патриархом пусть даже и отказавшимся от унии с папой был уже не приемлем для Москвы — это равно, то же, что если бы сам султан назначал нам главного священника.
Перед падением Константинополя, в 1441 году москвичи прогнали присланного греками униатского митрополита Игнатия – папского легата назначенного кардиналом Литвы, Ливонии, Руси и Ляхии. И попросила утвердить Иону. Царьград отказал.
Василий вопрошал патриарха: «Не вемы же убо, за какое дело нашего прошениа не прияли… того нам епископа Иону на митрополию не поставили…».
Семь лет Москва ждала объяснений из Царьграда – не дождалась.
В Царьград было отправлено послание, в котором говорилось: «но не вемы, аще уже есть… святейший Патриарх, или несть…».
Ответа не последовало.
 
В Москве не знали сохраняет ли Константинополь унию или нет. В итоге решили сами выбрать себе церковного начальника и выбрали.
 
Тут помог польско-литовский король Казимир Четвёртый Ягелончик (1427 — 1492), он признал Иону митрополитом всея Руси, что означало временное восстановление духовного единства Малороссии находившейся под Казимиром, и Великороссии управляемой Василием.
 
Казимир даже уровнял в правах православное духовенство и русский народ с католиками!
Так продолжалось до 1458 года, пока в Вильно из Ватикана не прислали униата митрополита Григория Болгарина.
Папа Пий Второй приказал Казимиру изгнать Иону и король не осмелился противится Ватикану.
Но когда Московский Собор 1459 года предал проклятию Флорентийскую унию и Григория Болгарина, все литовско-русские князья и большинство литовских епископов отказались признать последнего своим митрополитом и Болгарин был вынужден отказаться от унии.
 
Однако литовские епископы признавали власть константинопольского патриарха так же находившегося в унии с папой.
До захвата Царьграда турками в 1453 году московские попы тоже всё ещё считали себя в лоне Константинопольского патриархата.
Сам Иона писал грекам: “… а окаяннаго Исидора изгнаша…, …по изначальству хочем и требуем благословения…”.
В 1451 году князь Василий в письме требуют благословения Ионы от императора Константина 11-го Драгоша. При этом, ни византийский патриарх, ни император от унии не отказывались. То ли русские не поверили, что греки легли под папу, то ли, подумав решили — «ну и пусть», но Москва точно хотела сохранить с ними единство и желала лишь того, что бы митрополит выбирался ею самостоятельно, а не спускался сверху.
 
В итоге Иону греки не признали митрополитом Киевским и всей Руси, он так и умер в 1461 году сепаратистом.
После падения Царьграда уния грекам стала не нужна, и они не сразу, но таки покаялись, однако авторитет свой на севере потеряли уже навсегда.
 
В 1467 году греки отлучили Московско-Киевскую митрополию от своей церкви. В ответ и московские попы запретили церковное общение с Константинополем и с западной частью киевской митрополии продолжавшей подчиняться про папскому патриарху контролируемому турками.
 
В 1477 году в Вильно в пику Киевскому митрополиту жившему в Москве (ибо Киев был к тому времени разорён и представлял из себя небольшое селение) Казимир Ягелончик, добивается от греков утверждения самостоятельной митрополии, которой подчиняются все епархии Западной Руси.
 
Теперь в Литву митрополит не присылался из Царьграда, а лишь утверждался им. Это то чего добивалась, но не получила Москва.
Через 17 лет по русско-литовскому мирному договору Москва признала самостоятельность виленских митрополитов.
В 1484 году в Константинополе состоялся церковный собор с участием представителей всех восточных патриархов, на котором уния с Ватиканом была осуждена. Для этого понадобилось 45 лет.
 
Константинопольская патриархия наконец то избавилась от католиков, но дела у греков шли плохо, христианское население притеснялось турками, доходы падали, церковь беднела.
Москва напротив богатела и ширилась. Она избавилась в 1480 году от ордынцев после стояния на Угре, подчинила Тверь и Новгород.
В 1498 году было восстановлено её церковное общение с Афоном и Москва становиться одним из главных спонсоров греческой церкви. Деньги и растущая мощь Руси сделали своё дело.
 
В 1589 году состоялось провозглашение Московского патриаршества. Вскоре когда Москва присоединила к себе Казань, Астрахань и Сибирское ханство, разгромила крымчаков при Молодях — два подряд Константинопольских собора 1590 и 1593 годов признали Московскую патриархию.
 
Так Киевская митрополия превратилась в Московский патриархат и родилась самостоятельная Русская Православная Церковь.
Интересно, что королева Польши дочь московского царя Ивана Третьего Елена(1476 — 1513), жена Александра Казимировича Ягелончика не была коронована по причине того, что отказалась перейти в католицизм, то есть осталась до конца русской.
А Василий Тёмный, кстати, по сути и отделивший русскую церковь от греческой был внуком литовского князя Витовта раздвинувшего границы Литвы до Тулы и Крыма.
 
По этому когда Москва выкупила Киев у поляков Киевская митрополия как матрёшка вошла в тело большей Московской патриархии и русская церковь воссоединилась на более чем 300 лет.
 
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *