Рос­сий­ский бен­зин бро­са­ет вызов неф­ти

0 0

В 2016 году цены на бен­зин в Рос­сии вырас­тут, но рост не пре­вы­сит инфля­цию. Об этом в суб­бо­ту, 23 янва­ря, заявил вице-пре­мьер Арка­дий Двор­ко­вич. При этом вице-пре­мьер уточ­нил: по его ожи­да­ни­ям, инфля­ция по ито­гам теку­ще­го года не пре­вы­сит 10%. «Наде­ем­ся, будут не дву­знач­ные зна­че­ния», — обна­де­жил Двор­ко­вич.

Здо­ро­во, конеч­но, что бен­зин подо­ро­жа­ет «все­го» на 10%. Но, с дру­гой сто­ро­ны, поче­му он вооб­ще доро­жа­ет? По все­му миру бен­зин, наобо­рот, деше­ве­ет — на фоне обва­ла цен на нефть.

Напри­мер, в США роз­нич­ные цены на бен­зин про­дол­жа­ют бить рекор­ды. За послед­ние неде­ли сто­и­мость топ­ли­ва на аме­ри­кан­ских АЗС сни­зи­лась еще на 27 цен­тов, и состав­ля­ет в сред­нем $ 2,2 за гал­лон (3,78 л). Дру­ги­ми сло­ва­ми, при­мер­но 58 цен­тов за 1 литр.

Таким обра­зом, сто­и­мость бен­зи­на в США упа­ла до мини­маль­но­го уров­ня с апре­ля 2009 года. Опрос 2,5 тыс. запра­воч­ных стан­ций, про­ве­ден­ный служ­бой Lundberg Survey, пока­зал, что самый доро­гой бен­зин про­да­ет­ся сей­час в Сан-Фран­цис­ко (штат Кали­фор­ния), где 1 гал­лон низ­ко­сорт­но­го горю­че­го сто­ит $ 2,66. А самый деше­вый бен­зин мож­но най­ти в Аль­бу­кер­ке (штат Нью-Мек­си­ко) — $ 1,76 за гал­лон. По мне­нию аме­ри­кан­ских ана­ли­ти­ков, паде­ние цен напря­мую свя­за­но с уде­шев­ле­ни­ем неф­ти на миро­вом рын­ке.

И такая кар­ти­на не толь­ко в Аме­ри­ке. По дан­ным пор­та­ла GlobalPetrolPrices.com, за послед­ний квар­тал 2015 года в Евро­пе бен­зин поде­ше­вел в сред­нем на 4%. Китай так­же сни­жа­ет цены на бен­зин и дизтоп­ли­во, при­чем пере­смотр осу­ществ­ля­ет­ся каж­дые 10 рабо­чих дней. Сей­час в Под­не­бес­ной цены опу­сти­лись до 0,11 и 0,12 юаня за литр бен­зи­на и «дизе­ля» соот­вет­ствен­но. Миро­вой лидер по неф­те­до­бы­че — Сау­дов­ская Ара­вия — на 18 янва­ря демон­стри­ру­ет пока­за­тель в $ 0,23 за литр.

И толь­ко в Рос­сии — стране, вхо­дя­щей в трой­ку миро­вых лиде­ров по неф­те­до­бы­че, — бен­зин про­дол­жа­ет доро­жать. Так, АИ-92 с нача­ла июня 2014 года подо­ро­жал с 30,44 до 34,35 руб­ля за литр, в то вре­мя как цена неф­ти мар­ки Brent за тот же пери­од опус­ка­лась с $ 114,99 до $ 28,79 за бар­рель.

Что­бы понять, поче­му бен­зин в Рос­сии доро­жа­ет, вопре­ки здра­во­му смыс­лу и зако­нам рын­ка, «Сво­бод­ная прес­са» опро­си­ла сво­их экс­пер­тов.

— Цены на бен­зин в Рос­сии и США дей­стви­тель­но умест­но срав­ни­вать, — счи­та­ет гла­ва ана­ли­ти­че­ско­го управ­ле­ния Фон­да наци­о­наль­ной энер­ге­ти­че­ской без­опас­но­сти Алек­сандр Пасеч­ник. — Дело в том, что дли­тель­ное вре­мя, вплоть до 2013 года, бен­зин в роз­ни­це в Шта­тах и у нас сто­ил при­мер­но оди­на­ко­во — око­ло $ 1 за литр. Но потом бен­зин в Аме­ри­ке начал неуклон­но деше­веть, и вот поче­му.

В Шта­тах рынок топ­ли­ва име­ет совер­шен­но дру­гую струк­ту­ру. В Аме­ри­ке тыся­чи неза­ви­си­мых про­из­во­ди­те­лей неф­ти, и тыся­чи неза­ви­си­мых пере­ра­бот­чи­ков. По боль­шей части, это ком­па­нии сред­ней руки. Да, в Шта­тах име­ют­ся и круп­ные вер­ти­каль­но-инте­гри­ро­ван­ные хол­дин­ги, но их доля на внут­рен­нем аме­ри­кан­ском рын­ке отно­си­тель­но скром­ная, и пото­му пого­ды они не дела­ют.

В Рос­сии ситу­а­ция иная. У нас, напро­тив, начи­сто отсут­ству­ют мел­кие про­из­во­ди­те­ли неф­ти и топ­ли­ва, и весь рынок зани­ма­ет счи­тан­ное чис­ло «вер­ти­каль­ных» кор­по­ра­ций, кото­рые добы­ва­ют нефть, пере­ра­ба­ты­ва­ют ее, и про­да­ют бен­зин в роз­нич­ных сетях АЗС. Это даже не моно­по­лия, это оли­го­по­лия — рыноч­ная струк­ту­ра, при кото­рой доми­ни­ру­ет неболь­шое чис­ло про­дав­цов, а вход в отрасль новых фирм огра­ни­чен высо­ки­ми барье­ра­ми.

На мой взгляд, в поли­ти­ке этих кор­по­ра­ций усмат­ри­ва­ет­ся момент сго­во­ра. Имен­но из-за это­го цены на бен­зин в Рос­сии не сни­жа­ют­ся вслед за нефтью.

Конеч­но, такая ситу­а­ция бро­са­ет­ся в гла­за. Еще в декаб­ре 2014 года пре­зи­дент Вла­ди­мир Путин выра­зил недо­воль­ство ростом роз­нич­ных цен на неф­те­про­дук­ты при сни­же­нии миро­вых цен на нефть. Тема была под­ня­та на сове­ща­нии с чле­на­ми пра­ви­тель­ства. «Это как вооб­ще понять? А куда ФАС (Феде­раль­ная анти­мо­но­поль­ная служ­ба) смот­рит?» — поин­те­ре­со­вал­ся тогда гла­ва госу­дар­ства.

Тем не менее, бен­зин если и поде­ше­вел, то нена­мно­го. Един­ствен­ное, что мы уви­де­ли по ито­гам 2015 года — что бен­зин доро­жа­ет мед­лен­нее (в сред­нем на 6%), чем раз­го­ня­ет­ся инфля­ция (12,9%).

С дру­гой сто­ро­ны, ста­биль­ные цены на бен­зин — это уже непло­хо. Как пока­зы­ва­ет жизнь, такая ситу­а­ция устра­и­ва­ет и неф­тя­ни­ков, и потре­би­те­лей — мы не видим ника­ких всплес­ков недо­воль­ства со сто­ро­ны авто­мо­би­ли­стов. Раз так, с точ­ки зре­ния пра­ви­тель­ства, нет смыс­ла менять пра­ви­ла игры. По край­ней мере, в 2016 году.

«СП»: — Неф­тя­ни­ки рост цен на бен­зин объ­яс­ня­ют тем, что боль­ше 60% в цене состав­ля­ют нало­ги, и что фак­ти­че­ски бен­зин у нас при­рав­ни­ва­ет­ся к золо­ту, таба­ку и алко­го­лю, посколь­ку с него берет­ся даже акциз­ный налог. Это так?

— Конеч­но, обре­ме­не­ние на неф­тя­ной сек­тор не сни­жа­ет­ся, напро­тив, в 2016 году с неф­тя­ни­ков сни­мут 200 млрд. руб­лей допол­ни­тель­ных нало­гов. Плюс, неф­тя­ни­ки — надо отдать долж­ное — нема­ло вло­жи­ли в модер­ни­за­цию пере­ра­ба­ты­ва­ю­щих заво­дов, что­бы перей­ти на про­из­вод­ство топ­ли­ва стан­дар­та «Евро‑5».

Но надо пони­мать: гово­ря о чрез­мер­ной нало­го­вой нагруз­ке, неф­тя­ни­ки лука­вят. Опто­вые цены на бен­зин в Рос­сии сей­час сни­жа­ют­ся. Но в роз­ни­це это сни­же­ние никак не отыг­ры­ва­ет­ся. Соот­вет­ствен­но, роз­нич­ная мар­жа в руб­лях ста­но­вит­ся толь­ко выше.

Имен­но это поз­во­ля­ет авто­за­пра­воч­ным сетям, инте­гри­ро­ван­ным в неф­те­до­бы­ва­ю­щие хол­дин­ги, быть высо­ко­рен­та­бель­ным биз­не­сом. Посмот­ри­те ста­ти­сти­ку: сети АЗС толь­ко рас­ши­ря­ют­ся, а неф­тя­ные кор­по­ра­ции соби­ра­ют­ся и даль­ше при­дер­жи­вать­ся этой стра­те­гии. Если бы АЗС были ком­мер­че­ски невы­год­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми, кто бы вкла­ды­вал в их раз­ви­тие? А мы видим, по край­ней мере, в цен­траль­ном реги­оне, заправ­ки чуть ли не через каж­дые 100 мет­ров.

При этом цена бен­зи­на на раз­ных заправ­ках отли­ча­ет­ся копей­ка­ми. Это раз­ве не сго­вор, не отсут­ствие кон­ку­рен­ции?

«СП»: — Если бы бен­зин деше­вел вслед за нефтью, как бы это ска­за­лось на эко­но­ми­ке РФ?

— Эко­но­ми­ка бы, без­услов­но, выиг­ра­ла. Сэко­ном­лен­ные ресур­сы поз­во­ли­ли бы сдер­жать инфля­цию, а низ­кая инфля­ция повы­си­ла бы инве­сти­ци­он­ную при­вле­ка­тель­ность Рос­сии. Но в нынеш­ней ситу­а­ции паде­ние цен на бен­зин — невоз­мож­ный сце­на­рий.

«СП»: — Как сде­лать, что­бы бен­зин у нас деше­вел — как в Аме­ри­ке?

— Для это­го нуж­на, преж­де все­го, поли­ти­че­ская воля. Плюс боль­шие пол­но­мо­чия для ФАС. Идея про­ста: нуж­но раз­де­лить вер­ти­каль­но-инте­гри­ро­ван­ные ком­па­нии, и выде­лить из них роз­нич­ные биз­не­сы в отдель­ные пред­при­я­тия.

Но с точ­ки зре­ния рос­сий­ской «неф­тян­ки», это уто­пич­ный сце­на­рий. Тем более, попыт­ки пой­ти таким путем в 2008 году — постро­ить НПЗ для малых неф­те­до­бы­ва­ю­щих ком­па­ний, — про­ва­ли­лись: крест на них поста­вил кри­зис. А сего­дня и «малы­шей» в отрас­ли не оста­лось — наобо­рот, в ней идет про­цесс инте­гра­ции — погло­ще­ний, укруп­не­ний. Поэто­му неболь­шой неза­ви­си­мый НПЗ — мощ­но­стью менее 10 млн тонн топ­ли­ва в год, — ока­зал­ся бы сей­час невос­тре­бо­ван­ным. Про­сто пото­му, что сего­дня в Рос­сии нет ни дефи­ци­та топ­ли­ва, ни дефи­ци­та пере­ра­ба­ты­ва­ю­щих мощ­но­стей.

Имен­но из-за это­го кам­бин избе­га­ет что-либо менять. Отрасль, в ее нынеш­нем виде, обес­пе­чи­ва­ет Рос­сию каче­ствен­ным топ­ли­вом в необ­хо­ди­мых коли­че­ствах, а в руках пра­ви­тель­ства име­ют­ся загра­ди­тель­ные пошли­ны, кото­рые могут при необ­хо­ди­мо­сти пере­крыть экс­порт­ные постав­ки, что­бы боль­ше бен­зи­на оста­ва­лось на внут­рен­нем рын­ке. Цены на бен­зин, кото­рые не зави­сят от миро­вых цен на нефть — дру­гая сто­ро­на этой ста­биль­но­сти…

— Бен­зин в Рос­сии дол­жен быть дешев­ле, пото­му что цены на миро­вом рын­ке пада­ют, — уве­рен пред­се­да­тель Рус­ско­го эко­но­ми­че­ско­го обще­ства им. С.Ф. Шара­по­ва, про­фес­сор кафед­ры меж­ду­на­род­ных финан­сов МГИ­МО (У) Вален­тин Ката­со­нов. — Но полу­ча­ет­ся так, что наши неф­те­до­бы­ва­ю­щие ком­па­нии пыта­ют­ся ком­пен­си­ро­вать поте­ри на внеш­нем рын­ке за счет внут­рен­не­го. Дол­жен заме­тить, в боль­шин­стве неф­те­до­бы­ва­ю­щих стран обрат­ная кар­ти­на: цены на бен­зин на внут­рен­нем рын­ке ниже, ино­гда — в разы. При­мер тому — Сау­дов­ская Ара­вия и Кувейт.

Поче­му в Рос­сии не так? Когда Рос­сия всту­па­ла в ВТО, нам выдви­ну­ли усло­вие: цены на неф­те­про­дук­ты на внут­рен­нем рын­ке долж­ны быть на том же уровне, что и на внеш­нем. Я уже тогда пре­ду­пре­ждал: член­ство в ВТО при­ве­дет в нашем слу­чае к удо­ро­жа­нию и энер­го­но­си­те­лей, и бен­зи­на. Так и слу­ча­лось.

При­чем, одним бен­зи­ном подо­ро­жа­ние не огра­ни­чи­ва­ет­ся. В РФ очень мно­гие про­из­вод­ства энер­го­ем­кие, поэто­му цена бен­зи­на напря­мую вли­я­ет на конеч­ную цену широ­кой линей­ки това­ров.

Про­бле­ма усу­губ­ля­ет­ся пози­ци­ей Феде­раль­ной анти­мо­но­поль­ной служ­бы, кото­рая фак­ти­че­ски без­дей­ству­ет. Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что ФАС про­сто не в состо­я­нии бороть­ся с оте­че­ствен­ны­ми неф­тя­ны­ми кар­те­ля­ми на внут­рен­нем рын­ке.

Отме­чу важ­ный момент: в дру­гих неф­те­до­бы­ва­ю­щих стра­нах пере­ра­ба­ты­ва­ю­щие «чер­ное золо­то» ком­па­нии при­над­ле­жат госу­дар­ству. Поэто­му пра­ви­тель­ствам этих стран про­ще кон­тро­ли­ро­вать и цены на сырую нефть, и цены на бен­зин.

Это зна­чит, что если ФАС не в состо­я­нии кон­тро­ли­ро­вать дея­тель­ность кар­те­лей, нуж­но наци­о­на­ли­зи­ро­вать неф­те­пе­ре­ра­бот­ку. Этот сек­тор, к сожа­ле­нию, нахо­дит­ся в Рос­сии в част­ных руках…

Источ­ник

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *