Роман Разум: Фильм о войне, сня­тый во вре­мя вой­ны. “Опол­че­ноч­ка”

Кадр из фильма "Ополченочка"

Кадр из фильма "Ополченочка"Осе­нью 2018 года в Дон­бас­се закон­чи­лись съем­ки худо­же­ствен­но­го филь­ма «Опол­че­ноч­ка». Фильм повест­ву­ет о судь­бе рус­ских людей и их жиз­ни в охва­чен­ной вой­ной стране. Рабо­та над кино­лен­той про­во­ди­лась при под­держ­ке Каза­чьей медиа-груп­пы, Мини­стер­ства куль­ту­ры, спор­та и моло­де­жи ЛНР, Народ­ной мили­ции ЛНР. В филь­ме при­ни­ма­ли уча­стие акте­ры из Моск­вы, Донец­ка, Росто­ва-на-Дону, Вол­го­гра­да и дру­гих горо­дов.

Гене­раль­ный про­дю­сер, извест­ный музы­кант, ком­по­зи­тор, автор идеи, опе­ра­тор-поста­нов­щик, гене­раль­ный дирек­тор сту­дии «Луга­фильм» Роман Разум рас­ска­зал глав­но­му редак­то­ру «Казак-ТВ» об этом про­ек­те.

«Казак-ТВ»: Как пожи­ва­ешь? Роман!

Роман Разум: Поти­хонь­ку мон­ти­рую фильм. Дела­ем кон­цер­ты. Слу­жу в армии! В мар­те сле­ду­ю­ще­го года мы уже долж­ны пред­ста­вить нашу лен­ту в Москве на фести­ва­ле «Золо­той витязь». Сей­час ведём пере­го­во­ры с ВГТРК, с дру­ги­ми теле­ка­на­ла­ми. Хотим, что­бы по теле­ви­зо­ру наш про­ект пока­за­ли.

В этом нам помо­га­ет Юрий Миль­чин­ский. Ната­лья Поклон­ская нам очень помо­га­ет. Она даже сня­лась в нашем филь­ме вА.Козлов, Р.Разум, Н.Поклонская, Ю. Миронцев роли самой себя. И вооб­ще, кажет­ся, на фоне раз­ных там «матильд» наш фильм выгод­но отли­ча­ет­ся. Духом осо­бым он про­ни­зан и в соот­вет­ствии с мораль­ным кодек­сом снят. Нам обе­ща­ют утро­ить пре­мьер­ный показ в Госу­дар­ствен­ной Думе. Будет пресс-кон­фе­рен­ция. Депу­та­ты пер­вы­ми посмот­рят. Франц Клин­це­вич, вете­ран Афга­ни­ста­на, сена­тор Сове­та Феде­ра­ции обе­ща­ет ока­зать под­держ­ку… Но, пока у нас нет «чер­но­вой сбор­ки» — пред­ва­ри­тель­но­го мон­та­жа, фильм пока никто не видел гово­рить об этой под­держ­ке, пока, конеч­но, рано! В декаб­ре смон­ти­ру­ем. Далее будет озвуч­ка и цве­то­кор­рек­ция. К кон­цу фев­ра­ля мы долж­ны завер­шить рабо­ту.

«Казак-ТВ»: Как роди­лась идея филь­ма?

Роман Разум: В две тыся­чи пят­на­дца­том всё нача­лось. Тогда я напи­сал пес­ню «Опол­че­ноч­ка». Про жен­щин, кото­рые пошли вое­вать. Мы часто дава­ли кон­цер­ты. На пере­до­вой. В раз­ных воен­ных частях. В раз­ных горо­дах. После кон­цер­тов к нам под­хо­ди­ло мно­го жен­щин-воен­но­слу­жа­щих. Бла­го­да­ри­ли. Фото­гра­фи­ро­ва­лись. И одна­жды нам рас­ска­за­ли про жен­ский тан­ко­вый эки­паж, кото­рый вое­вал сна­ча­ла у нас, в ЛНР, потом дев­чон­ки в ДНР пере­ве­лись… И меня силь­но тро­ну­ла эта исто­рия о том, что у нас есть девуш­ки, кото­рые вою­ют в тан­ке. Да и вооб­ще, за все вре­мя миро­вых войн – это пер­вый извест­ный слу­чай того, что в тан­ко­вый эки­паж вхо­дят три жен­щи­ны. В Вели­кую Оте­че­ствен­ную была лишь одна девуш­ка-тан­кист. А наши дев­чон­ки вою­ют с четыр­на­дца­то­го года. В броне. Оста­ви­ли все свои жен­ские дела и ушли на вой­ну. Тогда я заду­мал­ся, когда услы­шал про них. И начал думать о сце­на­рии филь­ма. Мы ста­ли рабо­тать над ним.

Роман РазумОбща­лись с эти­ми девуш­ка­ми. «Выпы­ты­ва­ли» у них раз­ные бое­вые исто­рии. И слож­ные, и страш­ные, и смеш­ные. Так сфор­ми­ро­ва­лись наши пред­став­ле­ния о них. Так появи­лись эти кино­пер­со­на­жи. Про­то­ти­пом одной из деву­шек ста­ла Татья­на Дрё­мо­ва, кото­рая при­е­ха­ла сюда из Пите­ра, влю­би­лась здесь в ата­ма­на. И его уби­ли. Взо­рва­ли в тот день, когда у них долж­на была состо­ять­ся свадьба…Павел Дрё­мов. Извест­ный каза­чий ата­ман. Это ж про него тоже фильм. Паша Дрё­мов у нас обра­зо­вал каза­че­ство. Пер­вый полк име­ни Пла­то­ва. Един­ствен­ный бое­вой каза­чий полк у нас здесь, на Руси, так ска­зать. Мно­го каза­ков у нас под его нача­лом вое­ва­ло. Из Росто­ва, Ново­чер­кас­ска, Моск­вы и дру­гих горо­дов… И вот, поте­ряв люби­мо­го, Татья­на идёт вое­вать. И попа­да­ет слу­жить в тан­ко­вую часть.

Вто­рая девуш­ка – Ната­лья, школь­ный учи­тель исто­рии. Её шко­лу взо­рва­ли. Арт­об­стрел. Её ребён­ка украл муж и вывез на тер­ри­то­рию Укра­и­ны. Вот уже три года, как Ната­лья ребён­ка не виде­ла. Теперь она вою­ет в соста­ве эки­па­жа тан­ка.

Свет­ла­на – тре­тья девуш­ка-тан­кист. До вой­ны была авто-гон­щи­цей. Все­гда инте­ре­со­ва­лась тех­ни­кой, мото­ра­ми. Её дру­га нацики каз­ни­ли. Отре­за­ли ему голо­ву кастрю­лей. А её они дол­го наси­ло­ва­ли, почти уби­ли. Чудом выжи­ла. В Лиси­чан­ске это слу­чи­лось. Наци­о­на­ли­сти­че­ский бата­льон «Тор­на­до»… Свет­ла­на пошла вое­вать. Сна­ча­ла попа­ла в ремонт­ный бата­льон, потом ста­ла меха­ни­ком-води­те­лем в тан­ке.

Это лишь три исто­рии. Но фильм не кон­крет­но об этих трёх девуш­ках. Кар­ти­на осно­ва­на на реаль­ных собы­ти­ях, на реаль­ных исто­ри­ях наших людей.

Борис ТабачникДва года мы писа­ли этот сце­на­рий. В рабо­те над ним при­нял уча­стие извест­ный сце­на­рист Борис Табач­ник. После того, как допи­са­ли, дол­го иска­ли день­ги. Сту­ча­лись и бились в раз­ные две­ри. И у нас, и в Москве. В ито­ге нашлись серьёз­ные люди. Это – Каза­чья медиа-груп­па, кото­рую обра­зо­вал Павел Дрё­мов. Это ребя­та, кото­рые вышли из Лиси­чан­ска, кото­рый сей­час окку­пи­ро­ван укро­па­ми. Они ста­ли помо­гать бое­вым каза­кам. Под­дер­жи­ва­ют каза­чий полк. В эту медиа-груп­пу вхо­дит каза­чье радио, газе­та «Каза­чий вест­ник» и теле­ка­нал «Каза­чий». Теле­ка­нал этот у нас здесь доста­точ­но попу­ляр­ный, как и радио, и газе­та. Про­ник­лись этой исто­ри­ей медий­щи­ки. Ведь — про их бое­во­го това­ри­ща рас­сказ. Они помог­ли заку­пить необ­хо­ди­мое для кино­про­из­вод­ства обо­ру­до­ва­ние, про­фи­нан­си­ро­ва­ли весь съе­моч­ный про­цесс. От нача­ла до кон­ца. 

Поло­ви­на актё­ров у нас были мест­ные. Поло­ви­на из Рос­сии. Из раз­ных горо­дов… Режис­се­ром стал Алек­сей Коз­лов. За 10 лет мы с ним сде­ла­ли мно­го полез­ной рабо­ты. Сни­ма­ли кли­пы, езди­ли в Цхин­вал, когда там вой­на началась…Кстати в пят­на­дца­том году он попал в спис­ки сай­та «Миро­тво­рец». Он был пер­вым, кто после извест­ных собы­тий при­е­хал в Луганск и стал ста­вить тут спек­так­ли. Сам он ростов­ский. У меня не было и минут­но­го сомне­ния о том, кого я хочу видеть режис­се­ром «Опол­че­ноч­ки». И вот мы сня­ли пол­но­мет­раж­ный фильм о Дон­бас­се. Четы­ре меся­ца его сни­ма­ли.

Роман Разум и Вилен Бабичев«Казак-ТВ»: Извест­но, что в тво­ем филь­ме, Роман, одну из ролей сыг­рал извест­ный рос­сий­ский актёр Вилен Баби­чев, друг нашей редак­ции, кста­ти…

Роман Разум: Да! Вилен – кра­сав­чик! Яркий, уни­каль­ный актёр! Он играл лиде­ра укра­ин­ских наци­о­на­ли­стов, кото­рые зани­ма­лись жесто­ки­ми рас­пра­ва­ми тут в Дон­бас­се… Слож­ная роль. Вилен кру­то её сыг­рал.

«Казак-ТВ»: С каки­ми слож­но­стя­ми при­шлось столк­нуть­ся в про­цес­се рабо­ты над филь­мом?

Роман Разум: Самое слож­ное было най­ти финан­сы, что­бы снять фильм (Сме­ёт­ся)! А вооб­ще – очень слож­но сни­мать филь­мы в усло­ви­ях вой­ны. Когда мы пони­ма­ли, что вот мы сни­ма­ем сце­ну на доро­ге, где три года назад шли оже­сто­чен­ные бои, но все­го в трёх кило­мет­рах от нас сей­час так же идут бои, сто­ят наши пар­ни на пере­до­вой. Слыш­но, как там раз­да­ют­ся выстре­лы, ложат­ся сна­ря­ды. А мы сни­ма­ем кино. В этом и есть уни­каль­ность наше­го филь­ма. Мы посме­ли сни­мать кино в усло­ви­ях вой­ны, кото­рая до сих пор про­дол­жа­ет­ся.

В тех­ни­че­ском плане – слож­ность состо­я­ла в том, что мы не исполь­зо­ва­ли ком­пью­тер­ную гра­фи­ку. Мы исполь­зо­ва­ли в съем­ках насто­я­щую бое­вую тех­ни­ку и ору­жие. Кадр со съемочной площадки фильма "Ополченочка"С насто­я­щи­ми сна­ря­да­ми и бое­вы­ми пуля­ми тан­ки, пуш­ки, стрел­ко­вое ору­жие. Тан­ки все у нас в филь­ме «вжи­вую» стре­ля­ют. Это всё при­хо­ди­лось сни­мать с близ­ко­го рас­сто­я­ния, при­ни­мая на себя вол­ны жара от пушеч­ных выстре­лов. И горе­ло у нас всё по-насто­я­ще­му… Слож­но было сни­мать на поли­гоне в усло­ви­ях дикой жары. Мно­го мас­сов­ки, мно­го солдат…Всё это очень непро­сто! Око­ло тыся­чи чело­век попа­ли к нам в кад­ры.

Огром­ное содей­ствие нам ока­зы­ва­ли все струк­ту­ры Луган­ской Народ­ной Рес­пуб­ли­ки! МВД для нас обес­пе­чи­ва­ло без­опас­ность! Из МЧС с нами рабо­та­ли ребя­та, кото­рые туши­ли на съе­моч­ных объ­ек­тах пожа­ры от взры­вов. Мини­стер­ство куль­ту­ры помо­га­ло в рабо­те с актё­ра­ми. Все эти четы­ре меся­ца эти люди были с нами. Самую боль­шую помощь, конеч­но нам ока­зал армей­ский кор­пус. Народ­ная мили­ция, армия. Тан­ки, сна­ря­ды, мины, соряр­ка, транс­порт, лич­ный состав, одеж­да и обмун­ди­ро­ва­ние, воен­ные спе­ци­а­ли­сты – это огром­ный ресурс, кото­рый нам был выде­лен для съе­мок.

Вооб­ще, за всю исто­рию Дон­бас­са мы здесь сня­ли пер­вый худо­же­ствен­ный фильм. В пяти­де­ся­тых годах про­шло­го века на этой зем­ле сни­ма­ли лишь неболь­шой эпи­зод совет­ские кинош­ни­ки.

«Казак-ТВ»: Что боль­ше все­го запом­ни­лось, какие собы­тия съе­моч­но­го про­цес­са?

Роман Разум: Мы вос­со­зда­ва­ли кар­тин­ку трид­цать пер­во­го блок-поста на том же месте, где он был, где укро­пы сто­я­ли, отку­да их выби­ва­ли. Ров­но на том же месте сни­ма­ли. Фла­ги их пове­си­ли. И вро­де пре­ду­пре­жда­ли людей. По радио объ­яв­ля­ли. Но мно­гие жите­ли об этом не зна­ли. Подъ­ез­жа­ли, оста­нав­ли­ва­лись в кило­мет­ре от Донец­ка и боя­лись ехать даль­ше, не пони­ма­ли, что про­ис­хо­дит. И смеш­но, и груст­но.

Актри­са одна у нас ногу сло­ма­ла во вре­мя съе­мок. Упа­ла с коня во вре­мя съе­мок. При­шлось ждать, пока у неё нога зажи­вет. Рабо­тал дуб­лёр. При­шлось менять ряд сце­нар­ных пла­нов. Мно­го слож­но­стей было. Пого­да. Силь­ная жара или дожди, напри­мер, выби­ва­ли из гра­фи­ка рабо­ты.

Запом­ни­лось осо­бо то, что мно­гие сце­ны, над кото­ры­ми мы рабо­та­ли, выгля­де­ли настоль­ко реаль­ны­ми, как буд­то бы мы сно­ва ока­за­лись в четыр­на­дца­том году. Горя­щая тех­ни­ка, рух­нув­шие зда­ния, сло­ман­ные мосты, стрель­ба, взры­вы. Самая слож­ная сце­на тан­ко­во­го боя, кото­рую мы вос­со­зда­ли сни­ма­лась с уча­сти­ем бое­вых тан­ков. Мно­гие слу­чай­ные оче­вид­цы наших съе­мок под­хо­ди­ли и при­зна­ва­лись: «Мы не мог­ли пове­рить, что всё это опять нача­лось…» Очень опыт­ные и извест­ные кине­ма­то­гра­фи­сты с нами рабо­та­ли. Вызры­во­тех­ни­ки, кас­ка­дё­ры. Это запом­ни­лось, конеч­но.

«Казак-ТВ»: О чём же этот фильм? Роман!

Роман Разум: Тут слож­но в двух сло­вах ска­зать. Это кино и о тех трёх жен­щи­нах, судь­бы кото­рых пере­пле­лась с судь­бой род­ной зем­ли и сде­ла­ла их эки­па­жем тан­ка. Фильм о каза­ках. Кста­ти, в Дон­бас­се наши каза­ки пер­вы­ми в новей­шей исто­рии полу­чи­ли бое­вое зна­мя офи­ци­аль­но от гла­вы Рес­пуб­ли­ки. И полк каза­чий, кото­рый име­ни Пла­то­ва, у нас насчи­ты­ва­ет поряд­ка четы­рёх тысяч бой­цов. Они молод­цы. Соблю­да­ют тра­ди­ции. Реше­ния при­ни­ма­ют на кру­гу. Им это офи­ци­аль­но раз­ре­ше­но. И даже боро­ды, кото­рые не по уста­ву в дру­гих арми­ях мира, им наше мино­бо­ро­ны раз­ре­ши­ло носить. Ста­ха­нов, Пер­во­майск, Брян­ка – там каза­ки дер­жат пере­до­вую. Таки­ми мы пока­зы­ва­ем их в нашем кино. Наш фильм про­пи­тан духом бое­во­го каза­че­ства. Мож­но сме­ло ска­зать, что это пер­вая совре­мен­ная кар­ти­на о бое­вом каза­че­стве.

Фильм о людях, кото­рые ценой сво­ей жиз­ни стре­мят­ся вос­со­еди­нить­ся с Вели­кой Рос­си­ей. Всё это до сих пор здесь про­дол­жа­ет­ся пото­му, что все здесь реаль­но хотят вер­нуть­ся в Рос­сию. У нас тут каж­дый день кто-то поги­ба­ет. И мы уже почти к это­му при­вык­ли. Не так мас­со­во гиб­нут, как в четыр­на­дца­том году, но всё же. Это Луганск. Выхо­дишь из дома иной раз, слы­шишь, как рвут­ся сна­ря­ды в трид­ца­ти кило­мет­рах. А в обла­сти, там люди в состо­я­нии вой­ны живут уже четы­ре года. До сих пор в под­ва­лах сидят. Ни еды, ни воды, ни рабо­ты… ниче­го у них там нету. Вооб­ще – мрак! Но подвиж­ки, мед­лен­ные, но идут. В пра­виль­ную сто­ро­ну. Рос­сия при­зна­ла наши пас­пор­та, мы можем въез­жать и рабо­тать на тер­ри­то­рии РФ…

«Казак-ТВ»: Как ты пола­га­ешь зри­те­ли отне­сут­ся к филь­му? Как его вос­при­мут?

Роман Разум: На той сто­роне нас уже нена­ви­дят. Оскорб­ля­ют. Посвя­ща­ют целые два­дца­ти­ми­нут­ные репор­та­жи на основ­ных укра­ин­ских теле­ка­на­лах, рас­ска­зы­вая о том, что «бое­ви­ки сни­ма­ют отстой­ный фильм». А с рос­сий­ской сто­ро­ны, конеч­но, всё зави­сит от поли­ти­ков и вла­сти – насколь­ко дадут нам этот фильм про­дви­нуть. Если в Рос­сии кар­ти­ну уви­дит широ­кий зри­тель, то никто из посмот­рев­ших не оста­нет­ся рав­но­душ­ным. Там есть, где попла­кать, есть, где посме­ять­ся. Тро­га­тель­ный и очень глу­бо­кий фильм полу­чил­ся. Тема нрав­ствен­но­сти, пра­во­сла­вия, каза­че­ства, вой­ны и мира, жиз­ни и смер­ти на фоне «стре­ля­лок» кото­рые пока­зы­ва­ют в рос­сий­ских кино­те­ат­рах и по теле­ви­зо­ру, вызо­вет несо­мнен­ный зри­тель­ский инте­рес.

Бесе­до­вал Сер­гей Вихри­стюк
Допол­ни­тель­ные мате­ри­а­лы по теме “Опол­че­ноч­ка”: 

“Опол­че­ноч­ка” — трей­лер (2019)

{youtube}rMjmES5dIkI{/youtube}

«Опол­че­ноч­ка». Роман Разум, ансамбль «Ново­рос­сия»

{youtube}LT8jQyixJi0{/youtube}

«Опол­че­ноч­ка». Фильм о филь­ме

{youtube}5WmRaVhJt3Q{/youtube}

1 0

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *