Каза­ки в ХХI веке: путь в пра­во­сла­вии

0 0

Нач­ну с того, что пра­во­сла­вие каза­ки при­ня­ли на три века рань­ше, чем свя­той рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир отпра­вил вниз по тече­нию Дне­пра язы­че­ских идо­лов и кре­стил Киев. Сре­ди дон­ских каза­ков и поныне ходит леген­да, соглас­но кото­рой апо­стол Андрей Пер­во­зван­ный посе­тил вовсе не киев­ские горы, а горы аксай­ские. Там ныне рас­по­ла­га­ет­ся город Аксай, быв­шая ста­ни­ца Аксай­ская, толь­ко по слу­чай­но­сти не став­шая сто­ли­цей обла­сти вой­ска Дон­ско­го. Если хоро­шень­ко поис­кать, то мож­но най­ти дере­вян­ный крест, соб­ствен­но­руч­но изго­тов­лен­ный и уста­нов­лен­ный Андре­ем Пер­во­зван­ным на одном из аксай­ских хол­мов. Прав­да, это будет труд­но сде­лать. Боль­ше­ви­ки, будучи у вла­сти, зако­па­ли крест в зем­лю, пло­щад­ку зака­та­ли в асфальт. Ныне он поко­ит­ся под спу­дом во дво­ре одной из аксай­ских школ, в какой имен­но — пока не извест­но. 

Раз­бой­ные «похо­ды за зипу­на­ми», о кото­рых с упо­е­ни­ем писа­ли евро­пей­ские исто­ри­ки, не совсем доб­ро­же­ла­тель­но отно­сив­ши­е­ся к каза­кам, — это вовсе не пират­ские набе­ги на при­мор­ские горо­да. На самом деле, напа­дая на посе­ле­ния и кре­по­сти турок и крым­ча­ков, каза­ки пыта­лись нане­сти как мож­но боль­ший урон «бусур­ман­ской» Осман­ской Тур­ции, захва­тив­шей колы­бель пра­во­сла­вия — Царь­град (Кон­стан­ти­но­поль, пере­име­но­ван­ный затем в Стам­бул). Это­му есть исто­ри­че­ские сви­де­тель­ства. Напри­мер, пись­мо запо­рож­цев турец­ко­му сул­та­ну или пись­мо дон­ских каза­ков, засев­ших в Азов­ской кре­по­сти, осман­ско­му пове­ли­те­лю. В этом доку­мен­те пря­мым тек­стом ска­за­но: «А все то мы при­ме­ня­ем­ся къ Еру­са­ли­му и Царю­гра­ду. Лучит­ца нам так взять у вас Царь­град. То цар­ство было хри­сти­ан­ское… Вы ж нас зове­те сло­вом царя тур­ско­го, чтоб нам слу­жить ему, царю тур­ско­му, а сули­те нам от него честь вели­кую и богат­ство мно­гое… Как можем слу­жить царю невер­но­му! Оста­вя пре­свет­лой свет здеш­ной и буду­щей, во тму итти не хочет­ца!.. <…> Побы­ва­ем у него, царя, за морем, под ево Царе­мъ­гра­дом, посмот­рим ево Царя­гра­да стро­е­ния, кро­вей сво­их; там с ним, царем тур­ским, пере­го­во­рим речь вся­кую, лишь бы ему наша каза­чья речь полю­би­лась!.. <…> Как пред­ки ваши, бусур­ма­ны, учи­ни­ли над Царем­гра­дом — взя­ли ево взя­тьем! Уби­ли в нем госу­да­ря, царя храб­ро­го Костян­ти­на бла­го­вер­на­го. Поби­ли хри­сти­ан в нем мно­гие тыся­щи-тмы. Обаг­ри­ли кро­вию нашею хри­сти­ан­скою поро­ги цер­ков­ныя, до кон­ца иско­ре­ни­ли всю веру хри­сти­ан­скую. Так бы нам над вами учи­нить ныне­че с обрас­ца ваше­го! Взять бы его, Царь­град, взя­тьем из рук ваших… <…> Тогда бы то у нас с вами мир был в том месте». 

Отдель­но хочу упо­мя­нуть о каза­ках-ста­ро­об­ряд­цах, осо­бен­но ураль­цах, сохра­нив­ших ста­рые дони­ко­нов­ские обря­ды рус­ской пра­во­слав­ной веры. В Первую миро­вую вой­ну каше­ва­ры на фрон­те выкри­ки­ва­ли: «А ну, истин­но-пра­во­слав­ные, под­хо­ди, полу­чай кашу!». Каж­дый казак-ста­ро­об­ря­дец под­став­лял свой лич­ный коте­лок, а потом уж все осталь­ные хле­ба­ли из обще­го кот­ла. Каза­ки-некра­сов­цы, дабы сохра­нить пра­во­слав­ную веру, вооб­ще ушли от пре­сле­ду­ю­щих их цар­ских войск в «бусур­ман­скую» Тур­цию, три­ста лет они жили в окру­же­нии ино­вер­цев. В 1971 году синод Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви снял со ста­ро­об­ряд­цев все клят­вы и ана­фе­мы, при­знал ста­рые обря­ды рав­но­чест­ны­ми.

В 2009 году, во вре­мя сво­е­го пас­тыр­ско­го визи­та в сто­ли­цу дон­ско­го и миро­во­го каза­че­ства город Ново­чер­касск, Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл взял каза­ков под свое осо­бое пат­ри­ар­шее води­тель­ство. По сло­вам Его Свя­тей­ше­ства, на дон­ской зем­ле все­гда «пре­вы­ше все­го цени­лись долг и честь, муже­ство и отва­га, любовь к оте­че­ству и готов­ность отдать жизнь свою “за дру­ги своя” по сло­ву Божи­е­му». Пат­ри­арх выра­зил надеж­ду, что и впредь каза­че­ство оста­нет­ся вер­ным сво­им тра­ди­ци­ям. А в мае 2014-го его спе­ци­аль­ным ука­зом Ново­чер­кас­ско­му вой­ско­во­му кафед­раль­но­му Воз­не­сен­ско­му собо­ру был при­сво­ен ста­тус пат­ри­ар­ше­го. Надо ска­зать, что хра­мов, име­ю­щих подоб­ный ста­тус, в Рос­сии толь­ко два. Вто­рой нахо­дит­ся в Крем­ле — это Успен­ский собор.

Все каза­чьи вой­ска полу­чи­ли от Пат­ри­ар­ха освя­щен­ные зна­ме­на. Отдель­но они были изго­тов­ле­ны для каза­чьих кадет­ских кор­пу­сов. Зна­мя полу­чи­ли учеб­ные заве­де­ния, став­шие луч­ши­ми по всем пока­за­те­лям в теку­щем году. Абсо­лют­но все каза­чьи под­раз­де­ле­ния, от вой­ска до само­го малень­ко­го хуто­ра, в обя­за­тель­ном поряд­ке име­ют сво­е­го духов­ни­ка. Ни одно реше­ние Кру­га любо­го уров­ня не может быть при­ня­то без одоб­ре­ния свя­щен­ни­ка. И если он встал во вре­мя про­ве­де­ния Кру­га, то все спо­ры пре­кра­ща­ют­ся, каза­ки вста­ют и стоя выслу­ши­ва­ют уве­ще­ва­ния батюш­ки. 

Любое дело каза­ка пред­ва­ря­ет­ся молит­вой. Он уве­рен, что все, что ему даде­но, даде­но Богом. Во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние. И как он рас­по­ря­дит­ся этим, такое воз­да­я­ние и полу­чит. Жад­ность и стя­жа­тель­ство не свой­ствен­ны каза­ку, ибо он каж­дый день пом­нит, что все мы смерт­ны. А в моги­лу с собой мно­го не забе­решь. В каза­чьих кадет­ских кор­пу­сах день начи­на­ет­ся и закан­чи­ва­ет­ся молит­вой. Крат­кую молит­ву уча­щи­е­ся чита­ют перед нача­лом каж­до­го уро­ка, с мла­дых ног­тей при­об­ща­ясь к пра­во­слав­ной вере.

Отдель­но я хочу рас­ска­зать об отно­ше­нии каза­ков к сво­ей вере и ее сим­во­лам. Речь пой­дет о Бакла­нов­ском зна­ке. Неко­то­рое вре­мя назад он стал попу­ля­рен сре­ди каза­ков, осо­бен­но моло­дых, не обре­ме­нен­ных зна­ни­ем исто­рии. Да и не толь­ко сре­ди них — в целом чер­ный рав­но­сто­рон­ний крест с чере­пом и костя­ми стал мод­ным укра­ше­ни­ем. Его с гор­до­стью ста­ли носить на гру­ди кто ни попа­дя, даже на фураж­ки и папа­хи цеп­ля­ли в виде кокар­ды. Не веда­ют люди, что извест­ное во всем циви­ли­зо­ван­ном мире изоб­ра­же­ние для насто­я­щих каза­ков вовсе не знак при­над­леж­но­сти к пират­ской воль­ни­це. И тем более не знак смер­ти, а сим­вол жиз­ни.

В свое вре­мя жил герой кав­каз­ских похо­дов гене­рал Яков Бакла­нов. Наво­див­ший ужас на про­тив­ни­ков Рос­сии слав­ный сын тихо­го Дона, сыз­маль­ства чтив­ший Закон Божий, знав­ший, что такое сим­вол веры, одна­жды, будучи на Кав­ка­зе еще в чине пол­ков­ни­ка, полу­чил с ока­зи­ей посыл­ку без обрат­но­го адре­са. Вскрыв свер­ток, он обна­ру­жил в нем боль­шой шел­ко­вый чер­ный плат. Посе­ре­дине полот­ни­ща было выши­то сереб­ря­ной нитью изоб­ра­же­ние «Ада­мо­вой голо­вы». Вкруг нее шла над­пись: «Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых и жиз­ни буду­ща­го века. Аминь». С дет­ства знал казак Бакла­нов эти сло­ва, послед­ние заклю­чи­тель­ные сло­ва сим­во­ла веры. В них, по воз­зре­ни­ям каза­ков, сосре­до­то­че­но все пони­ма­ние пра­во­сла­вия. Жизнь нынеш­няя, сего­дняш­няя — все­го лишь миг, при­го­тов­ле­ние к жиз­ни веч­ной. Но от того, как ты про­жи­вешь этот миг, даже этот день, зави­сит то, что будет с тобой потом. 

Бакла­нов при­ка­зал закре­пить плат на древ­ке, пре­вра­тив его в лич­ное зна­мя. Впо­след­ствии оно ста­ло пол­ко­вым знач­ком 17-го Дон­ско­го каза­чье­го пол­ка, чьим веч­ным шефом стал Бакла­нов. Кто при­слал ему зна­мя, так и оста­лось неиз­вест­ным, но счи­та­ет­ся, что релик­вия изго­тов­ле­на рука­ми мона­хинь Ста­ро­чер­кас­ско­го деви­чье­го мона­сты­ря. Поче­му Бакла­нов выбрал имен­но это изоб­ра­же­ние в каче­стве зна­ме­ни сво­е­го пол­ка? Пото­му что оно чет­ко и емко отоб­ра­жа­ло отно­ше­ние каза­ков к жиз­ни и смер­ти.

В пра­во­слав­ной тра­ди­ции «Ада­мо­ва голо­ва» все­гда изоб­ра­жа­ет­ся под рас­пя­ти­ем. При­ня­то счи­тать, что крест, на кото­ром был рас­пят Спа­си­тель мира, был уста­нов­лен на горе Гол­го­фе имен­но в том месте, где похо­ро­ни­ли пра­ро­ди­те­ля чело­ве­че­ства Ада­ма. Уме­рев в муче­ни­ях на кре­сте и вос­крес­нув, Спа­си­тель пока­зал, что со вре­ме­нем вос­крес­нут все: от Ада­ма и до послед­не­го, ничтож­ней­ше­го из людей. И все будут жить веч­но. А вот как будут жить — гореть в геенне огнен­ной или испы­ты­вать рай­ское бла­жен­ство — зави­сит от того, как чело­век про­жи­вет жизнь зем­ную.

«Бог не есть Бог мерт­вых, но Бог живых», «для Бога все живы». Для каза­ков это не про­сто сло­ва. Это реаль­ность. Реаль­ность, в кото­рой они жили и живут. Отсю­да и извест­ное каза­чье пре­зре­ние к смер­ти, при­ни­ма­е­мое непо­свя­щен­ны­ми за фата­лизм. А то, что сего­дня при­хо­дит­ся потер­петь, даже пому­чить­ся, так это нор­маль­но. Жизнь зем­ная на то и дана, что­бы про­ве­рить чело­ве­ка, на что он спо­со­бен и на что годен.

Нико­лай Дья­ко­нов, еса­ул Все­ве­ли­ко­го Вой­ска Дон­ско­го

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *