Епи­скоп Его­рьев­ский Тихон (Шев­ку­нов): “Сло­во в Неде­лю о мыта­ре и фари­сее”

0 0

Фото: Патриархия.RuДва чело­ве­ка при­нес­ли в храм Божий каж­дый свою прав­ду и пред­ста­ви­ли ее пред Богом – мытарь и фари­сей.

Фари­сей пред­ста­вил свою прав­ду: он стро­го испол­ня­ет все, пред­пи­сан­ное зако­ном Мои­сея, не про­сто испол­ня­ет, а исто­во, до самых мело­чей. И видит в этом смысл сво­ей жиз­ни. Изу­ча­ет закон. Гну­ша­ет­ся всем тем, что не соот­вет­ству­ет это­му зако­ну. И это дей­стви­тель­но его выстра­дан­ная и спа­си­тель­ная, как он дума­ет, прав­да. Но эту прав­ду мы в Церк­ви назы­ва­ем прав­дой фари­сей­ской, гор­дост­ной, лжи­вой. Это – смер­тель­но опас­ная пра­вед­ность. Она ищет и очень успеш­но нахо­дит силы в само­пре­воз­но­ше­нии и еще – в посто­ян­ном уни­чи­же­нии дру­гих. И силы эти – поис­ти­не недю­жин­ные.

Но Бог Исти­на, Бог Любовь с омер­зе­ни­ем отторг от Себя этот лука­вый и жесто­кий дух: «Змии, порож­де­ния ехид­ни­ны!» (Мф. 23:33). Нет в Еван­ге­лии более гнев­ных сло­ва Твор­ца, обра­щен­ных к Сво­е­му созда­нию. Толь­ко «праведники»-фарисеи удо­сто­и­лись их.

Мытарь тоже при­нес Богу свою прав­ду. Эта прав­да заклю­ча­лась в сло­вах, кото­рые, подоб­но фари­сей­ским, выра­жа­ли дух и состо­я­ние серд­ца чело­ве­ка. Но эти сло­ва ста­ли глу­бо­чай­шей и люби­мой молит­вой всех уче­ни­ков Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Их мы повто­ря­ем каж­дый день: «Боже, мило­стив буди мне, греш­но­му!» Эта искрен­няя и горь­кая, муд­рая и спа­си­тель­ная прав­да о себе и ста­ла свя­тым при­но­ше­ни­ем мыта­ря Богу.

Какую прав­ду несем мы в сво­их душах? Какую прав­ду не на сло­вах, а под­лин­но воз­но­сим из сво­их сер­дец Богу, зна­ю­ще­му о нас все самое сокро­вен­ное? Свя­тая Цер­ковь из года в год при­зы­ва­ет нас учить­ся сле­до­вать прав­де мыта­ря.

Сего­дня мы так­же столк­ну­лись с дву­мя прав­да­ми, кото­рые люди при­но­сят в храм по отно­ше­нию к одно­му и тому же недав­но воз­ник­ше­му вопро­су. Десять дней назад про­изо­шло собы­тие, пора­зив­шее, взвол­но­вав­шее мил­ли­о­ны людей: Свя­тей­ший Пат­ри­арх Кирилл встре­тил­ся с Рим­ским папой. Но у нема­ло­го чис­ла пра­во­слав­ных людей это собы­тие поро­ди­ло и серьез­ные сму­ще­ния – назо­вем вещи сво­и­ми име­на­ми. Мы, свя­щен­ни­ки, зна­ем это по испо­ве­дям, по вопро­сам, кото­рые обра­ще­ны к нам при встре­чах и в пись­мах на пор­тал «Православие.Ru». Что же ска­зать? Это – ни что иное, как испы­та­ние. Испы­та­ние на рас­су­ди­тель­ность нашей веры, на вер­ность Церк­ви, свя­то­му Пра­во­сла­вию, Еван­ге­лию Хри­сто­ву. Об этом сего­дня, бра­тья и сест­ры, нам необ­хо­ди­мо гово­рить.

Что такое като­ли­цизм, мы не будем сей­час напо­ми­нать: это шко­ляр­ская тема. Каж­дый сам может загля­нуть в кате­хи­зис, изу­чить мно­го­чис­лен­ные тру­ды, в том чис­ле свя­то­оте­че­ские, рас­ска­зы­ва­ю­щие, какие откло­не­ния, ере­си содер­жат­ся в като­ли­че­ском уче­нии.

Свя­тые отцы без­услов­но при­зна­ют като­ли­че­ские заблуж­де­ния ере­ти­че­ски­ми. «Папизм – так назы­ва­ет­ся ересь, объ­яв­шая Запад, от кото­рой про­изо­шли, как от дре­ва вет­ви, раз­лич­ные про­те­стант­ские уче­ния», – опре­де­ля­ет свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). «Папа изме­нил мно­гие дог­ма­ты, все таин­ства пере­пор­тил, рас­сла­бил пра­ви­ла цер­ков­но­го руко­вод­ства и исправ­ле­ния нра­вов, и все пошло не по наме­ре­нию Гос­по­да – хуже и хуже…» – пишет свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник.

Еди­но­мыс­лен­ны с ними и дру­гие свя­тые отцы.

Про­стран­ный хри­сти­ан­ский кате­хи­зис Пра­во­слав­ной Кафо­ли­че­ской Восточ­ной Церк­ви так опре­де­ля­ет поня­тие ересь: «Ересь, когда люди к уче­нию веры при­ме­ши­ва­ют мне­ния, про­тив­ные Боже­ствен­ной истине».

Но при этом надо осо­зна­вать как прин­ци­пи­аль­но важ­ное для всей нашей свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции: отпа­де­ние Запад­ной церк­ви в 1054 году – одна из самых страш­ных тра­ге­дий в исто­рии хри­сти­ан­ства. Это – наша общая беда, горе. И поэто­му жела­ние един­ства, молит­ва о нем («Да будут все еди­но» (Ин.17:21)), запо­ве­дан­ные Самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, – совер­шен­но есте­ствен­ны для пра­во­слав­ных хри­сти­ан.

Вот сло­ва свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го, суро­во­го обли­чи­те­ля латин­ства: «Кто бы не желал соеди­нить­ся из пра­во­слав­ных с като­ли­ка­ми или люте­ра­на­ми и быть с ними одно во Хри­сте, одною Цер­ко­вью, одним обще­ством веру­ю­щих! Но кто из чле­нов этих гла­го­ле­мых церк­вей, осо­бен­но пред­сто­я­те­лей, име­ну­ю­щих­ся папа­ми, пат­ри­ар­ха­ми, мит­ро­по­ли­та­ми, архи­епи­ско­па­ми и епи­ско­па­ми или же ксен­дза­ми, пате­ра­ми, согла­сит­ся отречь­ся от сво­их заблуж­де­ний? Никто. А мы согла­сить­ся с их ере­ти­че­ским уче­ни­ем не можем без вре­да сво­е­му душев­но­му спа­се­нию… Раз­ве мож­но соеди­нить несо­еди­ни­мое – ложь с исти­ною?»

А вот, что пишет сво­е­му кор­ре­спон­ден­ту-англи­ка­ни­ну свя­щен­но­му­че­ник Ила­ри­он: «Кто из созна­тель­ных хри­сти­ан не скор­бит душой, когда видит враж­ду и раз­де­ле­ние сре­ди тех людей, кото­рых долж­на объ­еди­нить их вера, сре­ди кото­рых долж­ны бы цар­ство­вать мир, остав­лен­ный и даро­ван­ный Хри­стом Его уче­ни­кам, и любовь, изли­тая в серд­ца хри­сти­ан Духом Свя­тым! За века раз­де­ле­ния столь­ко было уже ска­за­но враж­ды и обли­че­ния друг дру­гу, что пора гово­рить нам в духе люб­ви и бла­го­же­ла­тель­но­сти. Я вполне готов повто­рить сло­ва Ваше­го пись­ма: “Дух люб­ви дол­жен вос­тор­же­ство­вать над духом нена­ви­сти; дух сми­ре­ния – над духом мяте­жа и гор­ды­ни”».

Два важ­ных уро­ка мы можем выне­сти из этих посла­ний наших свя­тых. Пер­вое: соеди­не­ние цер­ков­ное, литур­ги­че­ское может быть толь­ко на осно­ве воз­вра­ще­ния к пер­во­на­чаль­но­му един­ству, к веро­учи­тель­ной истине Еди­ной Свя­той Собор­ной и Апо­столь­ской Церк­ви, как гово­рит нам свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский. И вто­рое – из свя­щен­но­му­че­ни­ка Ила­ри­о­на: «Дух люб­ви дол­жен вос­тор­же­ство­вать над духом нена­ви­сти».

А что же мы зача­стую видим сего­дня в отно­ше­нии этой до сих пор кро­во­то­ча­щей про­бле­мы? Вот пись­мо из ряда мно­гих в нашей почте послед­них дней:

«Ника­ко­го обще­ния с като­ли­ка­ми. Что может быть обще­го меж­ду вол­ка­ми и агн­ца­ми? Как пре­да­те­ли исти­ны Хри­сто­вой нам бра­тие? Встре­ча Пат­ри­ар­ха с папой – пря­мое отступ­ле­ние от свя­то­оте­че­ских запо­ве­дей и собор­ных посла­ний».

Не буду при­во­дить дру­гих, еще более жесто­ких при­ме­ров, но их мно­же­ство. Чув­ству­е­те, какая раз­ни­ца, как не похо­же это на скорбь об уте­рян­ном един­стве пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го и свя­щен­но­му­че­ни­ка Ила­ри­о­на. Послед­ний при этом был необы­чай­но строг к като­ли­че­ско­му уче­нию, и даже не при­зна­вал като­ли­ков хри­сти­а­на­ми, посколь­ку они нахо­дят­ся вне Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Отку­да сего­дня такая бес­по­щад­ность? Ах, от рев­но­сти по спа­се­нию Пра­во­сла­вия? От жела­ния иско­ре­нить в Церк­ви вся­кое зло? Как тут не вспом­нить пре­по­доб­но­го Иоси­фа Оптин­ско­го, ска­зав­ше­го: «Рев­ность, жела­ю­щая иско­ре­нить вся­кое зло, на самом деле сама есть самое страш­ное зло».

Но дей­ствия дья­во­ла про­сти­ра­ют­ся и даль­ше. Вот, что пишет 20 фев­ра­ля нам на сайт пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин по име­ни Иосиф:

«Сим заяв­ляю, что раз­ры­ваю молит­вен­ное и евха­ри­сти­че­ское обще­ние со все­ми архи­ере­я­ми, одоб­рив­ши­ми и под­пи­сав­ши­ми на Архи­ерей­ском Собо­ре в Москве 2–3 фев­ра­ля 2016 года про­ект доку­мен­та Все­пра­во­слав­но­го Собо­ра, при­ня­тый V Все­пра­во­слав­ным пред­со­бор­ным сове­ща­ни­ем в Шам­бе­зи 10–17 октяб­ря 2015 года, до их все­на­род­но­го пись­мен­но­го пока­я­ния. Так как сей доку­мент нару­ша­ет Сим­вол Веры, содер­жит в себе ересь, осуж­ден­ную Собо­ра­ми Церк­ви и Свя­ты­ми Отца­ми Церк­ви. Пат­ри­ар­ха, во все­услы­ша­ние при­знав­ше­го ере­ти­ков цер­ко­вью, папу – свя­тей­шим, поз­во­ля­ю­ще­му ере­ти­кам при­сут­ство­вать на Литур­гии вер­ных. Архи­ереи РПЦ мол­чат, а неко­то­рые и вос­хва­ля­ют доку­мент, встре­чу пред­сто­я­те­ля с ере­ти­ком. Гос­по­ди, поми­луй! Воз­не­на­ви­дех цер­ковь лукав­ну­ю­щих, и с нече­сти­вы­ми не сяду. Аминь».

Какое бесов­ское пору­га­ние, какая демон­ская насмеш­ка! Чело­век, исступ­лен­но радя­щий о Церк­ви, сам себя извер­га­ет из цер­ков­но­го обще­ния, сам себя отлу­ча­ет от Хри­сто­вой Церк­ви. И даже не осо­зна­ет, несчаст­ный, что тво­рит с собой. Ведь «от слов сво­их оправ­да­ешь­ся, и от слов сво­их осу­дишь­ся» (Мф. 12:37). Это про­из­во­дит с собой миря­нин. А когда слы­шишь изве­стия о доб­ро­воль­ном отпа­де­нии от Церк­ви свя­щен­ни­ков…

Это дей­стви­тель­но страш­но. Вот что дела­ет нерас­су­ди­тель­ность, вот что дела­ет бесов­ская тороп­ли­вость, вот что дела­ет дух лука­вый, дух осуж­де­ния и воз­но­ше­ния, кото­рый, как у фари­се­ев, под видом бла­го­че­стия ведет к про­тив­ле­нию Церк­ви Божи­ей, под видом спа­се­ния разо­ря­ет оби­тель Духа Божия в себе самом и вокруг себя, увле­кая и дру­гих людей в поги­бель сло­вом и при­ме­ром.

Мы молим­ся за каж­дой служ­бой, молим­ся неод­но­крат­но о Свя­тей­шем Пат­ри­ар­хе как о Вели­ком Гос­по­дине и отце нашем. Молим­ся, что­бы Гос­подь бла­го­сло­вил его «пра­во пра­вить» сло­во еван­гель­ской исти­ны. А те, кто точ­но так же моли­лись со всей Цер­ко­вью, а теперь осуж­да­ют Пат­ри­ар­ха, что могут по сути пред­ста­вить, кро­ме сво­их дога­док, подо­зри­тель­но­сти и бес­ко­неч­но­го осуж­де­ния? Пат­ри­арх при­нял Filioque? Он испо­ве­до­вал дог­ма­ты, кото­рые мы назы­ва­ем ере­ти­че­ски­ми? Он пере­шел в под­чи­не­ние папе? Ниче­го это­го даже близ­ко нет.

Да, Пат­ри­арх встре­тил­ся с папой в то вре­мя, когда счел это необ­хо­ди­мым, нра­вит­ся нам это или нет. Свя­той апо­стол пишет: «Пови­нуй­тесь настав­ни­кам вашим и будь­те покор­ны, ибо они неусып­но пекут­ся о душах ваших, как обя­зан­ные дать отчет; что­бы они дела­ли это с радо­стью, а не воз­ды­хая, ибо это для вас непо­лез­но» (Евр. 13:17). Умест­но вспом­нить и пре­ду­пре­жде­ние свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бого­сло­ва: «Овцы, не паси­те пас­ты­рей и не выхо­ди­те из сво­их пре­де­лов; для вас доволь­но, если вы на доб­рой пажи­ти. Не суди­те судей, не пред­пи­сы­вай­те зако­нов зако­но­да­те­лям».

Пат­ри­арх объ­яс­нил цель этой встре­чи. Вот его сло­ва из недав­ней про­по­ве­ди в Латин­ской Аме­ри­ке: ска­зав о том, что меж­ду нами оста­ют­ся дог­ма­ти­че­ские раз­ли­чия, Свя­тей­ший гово­рит о цели его обще­ния с рим­ским пер­во­свя­щен­ни­ком – о необ­хо­ди­мо­сти «бороть­ся за то, что­бы пре­кра­ти­лись гоне­ния, при­тес­не­ния хри­сти­ан­ских цен­но­стей, что­бы пре­кра­ти­лась дехри­сти­а­ни­за­ция чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции XXI века». Пат­ри­арх напом­нил, что сего­дня на Ближ­нем Восто­ке и в Афри­ке под­вер­га­ют­ся жесто­чай­шим гоне­ни­ям мил­ли­о­ны хри­сти­ан, раз­ру­ша­ют­ся хра­мы и мона­сты­ри, веру­ю­щие уни­что­жа­ют­ся целы­ми посе­ле­ни­я­ми и горо­да­ми, «к чело­ве­че­ству при­ка­са­ет­ся страх боль­шой вой­ны».

Могут ли два таких круп­ней­ших рели­ги­оз­ных дея­те­ля воз­вы­сить свой голос и при­влечь вни­ма­ние к убий­ствам хри­сти­ан и гоне­ни­ям на них? Могут. Мы пом­ним, что во вре­мя гоне­ний в Рос­сии и Кен­тер­бе­рий­ский архи­епи­скоп, и папа Рим­ский неод­но­крат­но обра­ща­лись к миро­вой обще­ствен­но­сти с моль­бой при­ло­жить все силы, что­бы оста­но­вить без­бож­ни­ков. И несо­мнен­но, в том, что Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Рос­сии в два­дца­тые-трид­ца­тые годы не была уни­что­же­на пол­но­стью, есть заслу­га наших ино­слав­ных бра­тьев. Более два­дца­ти лет они, в первую оче­редь англи­кане, посто­ян­но во весь голос напо­ми­на­ли миру о гоне­ни­ях на хри­сти­ан в Рос­сии. Это был их мно­го­лет­ний неустан­ный труд и, как мы видим теперь, труд в рус­ле Про­мыс­ла Божия по сохра­не­нию нашей Церк­ви: в пери­од меж­ду­на­род­но­го при­зна­ния СССР боль­ше­ви­ки, как бы они это­го ни хоте­ли, не реши­лись пол­но­стью уни­что­жить Пра­во­слав­ную Рус­скую Цер­ковь перед лицом все­го миро­во­го хри­сти­ан­ско­го сооб­ще­ства.

О каких еще целях встре­чи с пон­ти­фи­ком гово­рит Пат­ри­арх? Он пояс­ня­ет, что вме­сте надо про­ти­во­сто­ять и гоне­ни­ям хри­сти­ан в нынеш­ней Евро­пе, «где злой поли­ти­че­ской силой под видом толе­рант­но­сти изго­ня­ет­ся хри­сти­ан­ство из обще­ствен­ной жиз­ни, когда людям запре­ща­ют в пуб­лич­ных местах, и осо­бен­но на рабо­те, носить крест, кото­рый был воз­ло­жен на них во вре­мя кре­ще­ния, когда в неко­то­рых стра­нах запре­ща­ет­ся упо­треб­лять сло­во “Рож­де­ство”, и оно заме­ня­ет­ся непо­нят­ным сло­вом или про­сто “зим­ним празд­ни­ком”, когда при­ни­ма­ют­ся зако­ны, оправ­ды­ва­ю­щие чело­ве­че­ский грех, про­ис­хо­дит отказ от пони­ма­ния бра­ка как свя­щен­но­го сою­за муж­чи­ны и жен­щи­ны, когда чело­ве­че­ство по-преж­не­му стра­да­ет от огром­но­го коли­че­ства абор­тов, уби­ва­ю­щих детей, от все уве­ли­чи­ва­ю­ще­го­ся коли­че­ства раз­во­дов».

Что про­ти­во­по­став­ля­ет­ся этим сло­вам Пред­сто­я­те­ля Рус­ской Церк­ви? На голых фан­та­зи­ях осно­ван­ные пани­че­ские догад­ки, домыс­лы, само­зва­ные про­ро­че­ства о том, что все будет ужас­но, что сей­час все пре­да­дут Пра­во­сла­вие и про­чее, и про­чее? Но самое страш­ное для носи­те­лей такой пози­ции – это даже не пани­кер­ство, а их, по сути, пол­ное неве­рие в Цер­ковь. И неве­рие, надо ска­зать, упо­и­тель­ное, само­заб­вен­ное, такое, с кото­рым они не мыс­лят рас­стать­ся, каким спе­шат напе­ре­бой поде­лить­ся с дру­ги­ми. Они не верят в то, что даже если, изба­ви Бог, появит­ся в нед­рах Церк­ви отступ­ле­ние от Пра­во­сла­вия, Цер­ковь смо­жет это пре­одо­леть. Нет, гово­рят они нам, вра­та адо­вы вот-вот одо­ле­ют ее. Но в Церк­ви слы­ша­ли подоб­ное и во вре­ме­на гоне­ний ХХ века, и в пери­од наступ­ле­ния эку­ме­низ­ма, и во вре­мя срав­ни­тель­но недав­них смут. Не бой­тесь, бра­тья и сест­ры, корабль Церк­ви, ведо­мый Сво­им Боже­ствен­ным Корм­чим Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом, мно­го­крат­но за две тыся­чи лет пре­одо­ле­вал подоб­ные бури и паки пре­одо­ле­ет.

Будем молить­ся, что­бы попыт­ка Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха «гово­рить с ино­слав­ны­ми в духе люб­ви и бла­го­же­ла­тель­но­сти», по сло­ву свя­щен­но­му­че­ни­ка Ила­ри­о­на, завер­ши­лась успе­хом. А там – как Бог судит. Увен­ча­ет­ся ли успе­хом эта оче­ред­ная попыт­ка? Мно­го­крат­но слу­ча­лось, что пра­во­слав­ные со всей душой, со всем серд­цем шли навстре­чу, да и про­стые като­ли­ки испы­ты­ва­ли те же чув­ства, но закан­чи­ва­лось все опять недо­уме­ни­я­ми, раз­ры­ва­ми. Но зна­чит ли это, что надо пре­кра­тить все попыт­ки? Без­услов­но, нет.

Конеч­но, нель­зя забы­вать и о том, что в нашей общей исто­рии быва­ли очень мрач­ные стра­ни­цы – когда като­ли­че­ские епи­ско­пы и свя­щен­ни­ки при­хо­ди­ли на нашу зем­лю не со сло­вом добра, не со сло­вом друж­бы, а с мечом. Кре­сто­вые похо­ды в XIII веке, Смут­ное вре­мя – когда поми­мо поли­ти­че­ско­го поко­ре­ния стра­ны глав­ной целью като­ли­че­ской экс­пан­сии было упразд­не­ние Пра­во­сла­вия. Отец Иоанн (Кре­стьян­кин) писал в недав­нее вре­мя, в девя­но­стые, когда на Укра­ине уни­а­ты захва­ты­ва­ли хра­мы, изби­ва­ли, и даже уби­ва­ли пра­во­слав­ных хри­сти­ан: «А если мы с вами загля­нем вглубь исто­рии, посмот­рим на дея­ния ново­яв­лен­ных спа­си­те­лей Рос­сии – Рим­скую като­ли­че­скую цер­ковь, то уви­дим, что она появ­ля­лась у нас вся­кий раз, когда начи­на­лись смут­ные вре­ме­на, цель же была у нее все­гда одна – под­чи­нить Русь гос­под­ству Рима». При всей нашей искрен­ней доб­ро­же­ла­тель­но­сти мы об этом, конеч­но, ни в коем слу­чае не долж­ны забы­вать – это наша исто­рия.

Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник, опре­де­ляя като­ли­цизм, писал: «Латин­ская цер­ковь есть апо­столь­ско­го про­ис­хож­де­ния, но отсту­пи­ла от апо­столь­ских пре­да­ний и повре­ди­лась. Глав­ный ее грех – страсть ковать новые дог­ма­ты…» Мы зна­ем эти новые дог­ма­ты, като­ли­ки вво­ди­ли их один за дру­гим, и мы про­сто не мог­ли с ними согла­сить­ся, мы пони­ма­ли, что это ложь, и скор­бе­ли о сво­их бра­тьях. И пра­виль­но, по-хри­сти­ан­ски Свя­тей­ший назы­ва­ет их «бра­тья­ми», но бра­тья­ми, ушед­ши­ми дале­ко. Хотя даже и «бра­тьев» Пат­ри­ар­ху сей­час ста­вят в вину. «Нико­гда вы нам не буде­те бра­тья­ми!» – как-то слиш­ком зна­ко­мо это нам сего­дня. И мы хоро­шо пони­ма­ем, како­го это духа.

Это про­тив­но уче­нию Хри­сто­ву. Гос­подь за заблуд­шей овцой пошел и обрел ее. Что же, мы не зна­ем об этом? Но как муд­ро надо дей­ство­вать, что­бы не уни­зить и не оскор­бить, а пока­зать всю кра­со­ту Пра­во­сла­вия, всю его силу и радость, все то, от чего ото­шла Запад­ная цер­ковь. Сколь­ко сотен и тысяч като­ли­ков, ино­гда целы­ми общи­на­ми, пере­шли за послед­ние годы в Пра­во­сла­вие! Иные ста­ли свя­щен­ни­ка­ми, мона­ха­ми, иные – бла­го­че­сти­вы­ми миря­на­ми. А если бы им, как пред­ла­га­ют, заяви­ли бы: «Боже, бла­го­да­рю Тебя, что эти люди нам не бра­тья и нико­гда ими не будут»?

Почти 1000 лет назад про­изо­шло отде­ле­ние Запад­ной церк­ви, а смот­ри­те, какие тра­ге­дии, духов­ные ката­клиз­мы, какие спо­ры бушу­ют как послед­ствия это­го собы­тия даже до нынеш­не­го дня! Вот сколь ужа­сен грех раз­де­ле­ния в Церк­ви, и не дай Бог быть ему при­част­ни­ком. Даже внут­ри Пра­во­сла­вия не ути­ха­ют спо­ры. Смот­ри­те, в нашем хра­ме висит ико­на, на кото­рой изоб­ра­же­ны два вели­ких рус­ских свя­ти­те­ля XIX века: Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) и Фео­фан Затвор­ник, наши люби­мые учи­те­ля. Но один – свя­ти­тель Игна­тий – не при­зна­вал като­ли­ков как Цер­ковь, а свя­ти­тель Фео­фан рас­суж­дал по-дру­го­му: «Наша Свя­тая Цер­ковь снис­хо­ди­тель­на к като­ли­кам и при­зна­ет силу не толь­ко кре­ще­ния като­ли­че­ско­го и про­чих таинств, но и свя­щен­ства, что очень зна­чи­тель­но. Толь­ко одно дер­жать сле­ду­ет, что пере­хо­дить к като­ли­кам не сле­ду­ет, ибо у них некие части в строе испо­ве­да­ния цер­ков­но­го чина повре­жде­ны и изме­не­ны с отступ­ле­ни­ем от древ­ней­ше­го. Более все­го не имею ска­зать».

Наш свя­ти­тель Ила­ри­он твер­до утвер­ждал: «Като­ли­ки для меня – не Цер­ковь, а сле­до­ва­тель­но, и не хри­сти­ане, ибо хри­сти­ан­ства нет без Церк­ви».

А свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский пишет: «Вся­кий, во имя Тро­и­цы кре­ще­ный, есть хри­сти­а­нин, к како­му бы он не при­над­ле­жал испо­ве­да­нию. Истин­ная Вера одна – Пра­во­слав­ная; но и все хри­сти­ан­ские веро­ва­ния – по дол­го­тер­пе­нию Все­дер­жи­те­ля – дер­жат­ся. Еван­ге­лие вез­де у всех одно; да не все­ми оди­на­ко­во пони­ма­ет­ся и изъ­яс­ня­ет­ся. Заблуж­де­ния отпав­ших от Все­лен­ской Церк­ви – не упрек от рож­де­ния вос­пи­тан­ным в том или дру­гом испо­ве­да­нии. Про­стые души – в про­сто­те и веру­ют по уче­нию, им запо­ве­дан­но­му, не сму­ща­ясь рели­ги­оз­ны­ми пре­ни­я­ми, для них и недо­ступ­ны­ми. За них ответ дадут Богу их духов­ные руко­во­ди­те­ли. Бла­го­че­сти­вые люди быва­ли и будут как в Пра­во­слав­ной Церк­ви, так и в Римо-като­ли­че­ской. Истин­ная веро­тер­пи­мость не оже­сто­ча­ет­ся сре­до­сте­ни­ем, раз­де­ля­ю­щим хри­сти­ан, и молит­ся “о соеди­не­нии всех”».

А вот сло­ва испо­вед­ни­ка свя­ти­те­ля Луки (Вой­но-Ясе­нец­ко­го): «Зачем нуж­но собрать все самое гряз­ное, самое отри­ца­тель­ное о Рим­ской церк­ви? Раз­ве цер­ковь като­ли­че­ская – толь­ко папа и кар­ди­на­лы?.. Раз­ве цер­ковь като­ли­че­ская не состо­ит из мил­ли­о­нов про­стых людей с чисты­ми серд­ца­ми? Зачем же отрав­лять их ста­тья­ми, ста­вя­щи­ми злые и тяж­ко гре­хов­ные пре­гра­ды меж­ду хри­сти­а­на­ми? Зачем, зачем этот тяже­лый грех на радость вра­гам Церк­ви?»

Все мы почи­та­ем и пре­кло­ня­ем­ся перед подви­гом Евге­ния Роди­о­но­ва. Был такой во вре­мя чечен­ской вой­ны моло­дой чело­век (не очень цер­ков­ный, надо ска­зать), но носил кре­стик и не дал его с себя снять, за что при­нял смерть как муче­ник. С 1980 по 2014 год в мире было уби­то 1062 като­ли­че­ских мис­си­о­не­ра. Они при­е­ха­ли в Афри­ку, на Ближ­ний Восток с про­по­ве­дью Еван­ге­лия. За это их схва­ти­ли и пред­ло­жи­ли выбор: или ты отка­зы­ва­ешь­ся от Хри­ста, или тебя после муче­ний уби­ва­ют. 1062 чело­ве­ка выбра­ли Хри­ста. А тыся­чи их спо­движ­ни­ков, кото­рые, сла­ва Богу, не были каз­не­ны, но нес­ли свет Еван­ге­лия людям! Пусть даже цер­ко­вью, содер­жа­щей иска­же­ния в сво­ем уче­нии. Слож­ный вопрос, доро­гие бра­тья и сест­ры! Слож­ный.

«Не подо­ба­ет хва­лить чужую веру. Кто хва­лит чужую веру, тот все рав­но, что свою хулит. Если кто будет хва­лить свою и чужую, то он двое­ве­рец, бли­зок к ере­си». Это сло­ва пре­по­доб­но­го Фео­до­сия Кие­во-Печер­ско­го. Веру чужую, конеч­но, хва­лить нель­зя. Как мож­но хва­лить иска­же­ние, ересь? Невоз­мож­но. Но это не отно­сит­ся к людям, когда они это­го заслу­жи­ва­ют, даже если это языч­ни­ки: «И, став Павел сре­ди аре­о­па­га, ска­зал: Афи­няне! по все­му вижу я, что вы как бы осо­бен­но набож­ны» (Деян.17: 22).

Как-то на вопрос, спа­сут­ся ли като­ли­ки, свя­ти­тель Фео­фан отве­тил: «Не знаю, спа­сут­ся ли като­ли­ки, знаю толь­ко, что я без Пра­во­сла­вия не спа­сусь». Вот для нас самое глав­ное и самое пра­виль­ное. Мы веру­ем, что спа­се­ние толь­ко в Пра­во­сла­вии, в мисти­че­ском теле Еди­ной Свя­той Собор­ной Апо­столь­ской Церк­ви Хри­сто­вой, соеди­ня­ю­щей народ Божий и Гос­по­да Спа­си­те­ля наше­го Иису­са Хри­ста. Но как про­из­ве­дет Гос­подь суд – мы не веда­ем. И дик­то­вать Ему, дерз­ко вос­хи­щать Его суд, отдан­ный Ему Отцом, конеч­но же, не можем. Мы зна­ем сло­ва, кото­рые дают надеж­ду и тем, кто почи­та­ют себя Его уче­ни­ка­ми, ста­ра­ют­ся жить по еван­гель­ским запо­ве­дям, но нахо­дят­ся вне Пра­во­слав­ной Церк­ви. Апо­стол Иоанн Бого­слов в одном из сво­их посла­ний уве­ря­ет нас: «Вся­кий дух, кото­рый испо­ве­ду­ет Иису­са Хри­ста, при­шед­ше­го во пло­ти, есть от Бога» (1 Ин. 4:2).

Что же, пре­не­бре­жем эти­ми сло­ва­ми? Вот что по пово­ду имен­но этих слов, это­го откро­ве­ния апо­сто­ла гово­рит свя­ти­тель Фила­рет (Дроз­дов): «Знай же, что, дер­жась слов Писа­ния, ника­кую Цер­ковь, веру­ю­щую, яко Иисус есть Хри­стос, не дерз­ну я назвать лож­ной… По самим зако­нам цер­ков­ным я пре­даю част­ную Запад­ную Цер­ковь всю суду Церк­ви Все­лен­ской, а души хри­сти­ан­ские суду или наи­па­че мило­сер­дию Божию».

Вто­рят ему и дру­гие наши свя­тые: «Мы твер­до уве­ре­ны толь­ко в том, что кро­ме Хри­ста нет дру­гой две­ри в Цар­ство Небес­ное, а так­же в том, что перед нами самый пря­мой путь к этой две­ри, но попа­дут ли в эту дверь из околь­ных путей, мы не зна­ем и предо­став­ля­ем судить об этом Богу, стра­шась сами делать это», – пишет в сво­их днев­ни­ках свя­ти­тель Нико­лай Япон­ский.

И мы с вами при­зва­ны в первую оче­редь как мытарь, о кото­ром мы сего­дня гово­ри­ли, пом­нить глав­ное: что­бы чисто и бла­го­дат­но видеть мир, все про­ис­хо­дя­щее в нем, надо в первую оче­редь при­над­ле­жать Пра­во­слав­ной Церк­ви, твер­до веро­вать в ее уче­ние и искренне, пока­ян­но осо­зна­вать свои гре­хи, но не жить в фари­сей­ском ослеп­ле­нии.

Мы долж­ны точ­но знать, что есть Свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь, долж­ны знать, како­во ее уче­ние. Неда­ром мы здесь, у нас в хра­ме, каж­дое Тор­же­ство Пра­во­сла­вия про­чи­ты­ва­ем тот самый Чин ана­фе­мат­ство­ва­ния чуже­род­ных для хри­сти­ан­ства идей, ере­сей, что­бы все­гда пом­нить о прав­де и лжи в духов­ной жиз­ни. Гос­подь ждет от хри­сти­ан един­ства. Но един­ства не за счет иска­же­ния в вере. Свя­ти­тель Марк Эфес­ский про­из­нес сло­ва, кото­рые нам всем надо креп­ко запом­нить: «Нико­гда то, что отно­сит­ся к Церк­ви, не раз­ре­ша­ет­ся путем ком­про­мис­сов».

Мы долж­ны знать те рам­ки, в кото­рых может про­ис­хо­дить наше обще­ние с ино­слав­ны­ми, в том чис­ле с като­ли­ка­ми. Мы можем с ними дру­жить. Мы можем им помо­гать. Можем полу­чать от них помощь. Мы можем вме­сте тру­дить­ся над теми зада­ча­ми, о кото­рых, в част­но­сти, ска­зал Свя­тей­ший Пат­ри­арх, сло­ва кото­ро­го мы слы­ша­ли: для сохра­не­ния хри­сти­ан­ско­го мира с его хри­сти­ан­ски­ми цен­но­стя­ми. Но мы не можем совер­шать с ино­слав­ны­ми Боже­ствен­ную литур­гию. Мы не можем вме­сте молить­ся, не можем при­ни­мать их веро­уче­ние. Мы не можем вве­сти нашу Цер­ковь под гла­вен­ство Рим­ско­го епи­ско­па. Это оче­вид­ные вещи.

Если мы будем пом­нить и испол­нять эти свя­то­оте­че­ские запо­ве­ди, то при­не­сем поль­зу и нам, и тем, кому нам дове­дет­ся сви­де­тель­ство­вать о Пра­во­сла­вии в непра­во­слав­ном мире. И мы не пре­вра­тим­ся в угрю­мых изо­ля­ци­о­ни­стов, кото­рые, кро­ме себя, не хотят нико­го слы­шать и нико­го видеть. А будем откры­ты и испол­не­ны веры и люб­ви, заве­щан­ной нам Спа­си­те­лем.

Лишь так пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин может вне­сти свою леп­ту, что­бы при­влечь непра­во­слав­ных в истин­ную Цер­ковь: молит­вой и при­ме­ром сво­ей жиз­ни. Ниче­го дру­го­го сде­лать нель­зя. Ника­кие бого­слов­ские кон­фе­рен­ции, ника­кие пере­го­во­ры и дого­во­ры, ника­кая аги­та­ция ни к чему подоб­но­му не при­ве­дут.

И в заклю­че­ние хоте­лось бы при­ве­сти сло­ва из про­по­ве­ди архи­манд­ри­та Иоан­на (Кре­стьян­ки­на):

«Будем же пом­нить и при­во­дить все­гда на память сло­ва свя­то­го и пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го, обра­щен­ные к нам: “Мно­же­ство суще­ству­ет веро­ис­по­ве­да­ний хри­сти­ан­ства, с раз­лич­ным устрой­ством внеш­ним и внут­рен­ним, с раз­лич­ны­ми мне­ни­я­ми и уче­ни­я­ми, неред­ко про­тив­ны­ми Боже­ствен­ной истине Еван­ге­лия и уче­ни­ям свя­тых апо­сто­лов, Все­лен­ских и Помест­ных Собо­ров. Нель­зя счи­тать их все за истин­ные и спа­си­тель­ные: без­раз­ли­чие в вере или при­зна­ние вся­кой веры за оди­на­ко­во спа­си­тель­ную ведет к без­ве­рию или охла­жде­нию в вере, к нера­де­нию об испол­не­нии пра­вил и уста­но­вок веры и к охла­жде­нию хри­сти­ан друг к дру­гу”.

Стро­го дер­жись Еди­ной и Истин­ной веры и Церк­ви. Еди­на вера, Еди­но Кре­ще­ние, Един Бог и Отец всех. Это сло­ва апо­сто­ла Пав­ла. А для это­го борись со вся­ким злом, немед­лен­но гаси его, воюй с ним дан­ным тебе от Бога ору­жи­ем Свя­той Веры, Боже­ствен­ной муд­ро­сти и прав­ды, молит­вою, бла­го­че­сти­ем, кре­стом, муже­ством, пре­дан­но­стью и вер­но­стью! Будем все все­гда пом­нить и созна­тель­но испо­ве­до­вать Сим­вол Свя­той веры, будем в Боге и с Богом». Аминь.

Епи­скоп Его­рьев­ский Тихон (Шев­ку­нов)

22 фев­ра­ля 2016 г.

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *