Али Гаса­нов: “В Рос­сии сто­ит ждать не при­ва­ти­за­ции, а наци­о­на­ли­за­ции”

0 0

В РОССИИ СТОИТ ЖДАТЬ НЕ ПРИВАТИЗАЦИИ, А НАЦИОНАЛИЗАЦИИВоз­мож­ная отстав­ка гла­вы Роси­му­ще­ства Оль­ги Дер­гу­но­вой может уско­рить при­ва­ти­за­цию госу­дар­ствен­ных акти­вов, сооб­ща­ет дело­вая газе­та «Вгзляд». По дан­ным изда­ния, госу­дар­ство дает понять, что имен­но рас­про­да­жа поз­во­лит попол­нить его худе­ю­щий бюд­жет. Одна­ко экс­пер­ты пола­га­ют, что мно­гие акти­вы уже силь­но поте­ря­ли в при­вле­ка­тель­но­сти, а в неко­то­рых отрас­лях сто­ит ждать, наобо­рот, наци­о­на­ли­за­ции.

Соглас­но рас­по­ря­же­нию пра­ви­тель­ства РФ № 1111‑р, в 2014–2016 годах пред­по­ла­га­лось при­ва­ти­зи­ро­вать паке­ты акций 436 обществ и 514 уни­тар­ных пред­при­я­тий, а так­же 94 иных объ­ек­тов феде­раль­ной соб­ствен­но­сти.

При­ме­ры акти­вов, кото­рые были запла­ни­ро­ва­ны к при­ва­ти­за­ции, но по-преж­не­му оста­ют­ся в соб­ствен­но­сти госу­дар­ства, при­сут­ству­ют в избыт­ке. 

«Сум­ма» и порт

После того, как в нача­ле 2011 года клю­че­вы­ми акци­о­не­ра­ми пор­та на пари­тет­ных нача­лах ста­ли госу­дар­ствен­ная АК «Транс­нефть» и груп­па «Сум­ма» Зия­ву­ди­на Маго­ме­до­ва, пра­ви­тель­ство и в част­но­сти Роси­му­ще­ство неод­но­крат­но объ­яв­ля­ли о наме­ре­ни­ях про­дать гос­па­кет НМТП (На фото), за кото­рый раз­вер­ну­лась ост­рая заку­лис­ная борь­ба, порой напо­ми­нав­шая насто­я­щий кор­по­ра­тив­ный трил­лер. Пре­тен­ден­та­ми в раз­ное вре­мя назы­ва­ли более чем десять ком­па­ний и хол­дин­гов, в том чис­ле НК «Рос­нефть», ОАО «РЖД», груп­пу «Дело» депу­та­та Гос­ду­мы Сер­гея Шиш­ка­ре­ва, кото­рой так­же при­над­ле­жат пор­то­вые акти­вы в Ново­рос­сий­ске, и дру­гие орга­ни­за­ции, не гово­ря уже о самих Транс­неф­ти и «Сум­ме».

Одна­ко гос­па­кет НМТП так и не был при­ва­ти­зи­ро­ван, в том чис­ле в свя­зи с весь­ма напря­жен­ны­ми отно­ше­ни­я­ми клю­че­вых акци­о­не­ров груп­пы. Теперь же, в силь­но изме­нив­ших­ся эко­но­ми­че­ских усло­ви­ях (по ито­гам 2014 года груп­па НМТП пока­за­ла чистый убы­ток в 414,7 млн дол­ла­ров по МСФО, в первую оче­редь из-за рез­кой деваль­ва­ции руб­ля), не исклю­че­но, этот замы­сел вооб­ще будет отправ­лен в дол­гий ящик.

«При­ва­ти­за­ция гос­па­ке­та НМТП в дан­ный момент нико­му не нуж­на, и ни у кого из воз­мож­ных пре­тен­ден­тов на это нет денег, – заявил газе­те ВЗГЛЯД гене­раль­ный дирек­тор иссле­до­ва­тель­ско­го агент­ства Infranews Алек­сей Без­бо­ро­дов. – К тому же этот пакет не самый цен­ный – госу­дар­ство может выру­чить за него мак­си­мум несколь­ко сотен мил­ли­о­нов руб­лей, сум­ма срав­ни­тель­но неболь­шая». Поэто­му, пола­га­ет Без­бо­ро­дов, при­ва­ти­за­цию луч­ше отло­жить, при­чем для нача­ла клю­че­вые акци­о­не­ры НМТП долж­ны сами решить, будут ли они при­об­ре­тать его, а осталь­ные пре­тен­ден­ты вряд ли будут заин­те­ре­со­ва­ны во вхож­де­нии в актив с непро­стым отно­ше­ни­ем клю­че­вых акци­о­не­ров пор­то­во­го хол­дин­га.

Махач­ка­лин­ский мор­ской порт

Махач­ка­лин­ский порт: про­дать или инве­сти­ро­вать?

Не менее пока­за­тель­ная исто­рия, хоро­шо демон­стри­ру­ю­щая реаль­ные воз­мож­но­сти Роси­му­ще­ства, про­изо­шла с дру­гим сти­ви­дор­ным акти­вом – круп­ней­шим на рос­сий­ском побе­ре­жье Кас­пия Махач­ка­лин­ским мор­ским тор­го­вым пор­том (ММТП), име­ю­щим ста­тус феде­раль­но­го госу­дар­ствен­но­го уни­тар­но­го пред­при­я­тия (ФГУП). О его при­ва­ти­за­ции гово­ри­ли еще с про­шло­го деся­ти­ле­тия, но пер­во­на­чаль­но про­цесс тор­мо­зил­ся руко­вод­ством пор­та во гла­ве с Абу­су­пья­ном Хар­ха­ро­вым (в про­шлом году в его отно­ше­нии были воз­буж­де­ны уго­лов­ные дела), а затем и новым менедж­мен­том, близ­ким к мил­ли­ар­де­ру Сулей­ма­ну Кери­мо­ву.

Если Хар­ха­ров моти­ви­ро­вал преж­де­вре­мен­ность при­ва­ти­за­ции пор­та необ­хо­ди­мо­стью при­вле­че­ния в его раз­ви­тие феде­раль­ных средств, то нынеш­нее руко­вод­ство ММТП гово­рит, что от Хар­ха­ро­ва ему доста­лось такое «наслед­ство», что о ско­ром акци­о­ни­ро­ва­нии и при­ва­ти­за­ции не может быть и речи. При этом новый менедж­мент так­же рас­счи­ты­вал, что госу­дар­ство, как и преж­де, про­дол­жит инве­сти­ро­вать в пор­то­вую инфра­струк­ту­ру бюд­жет­ные сред­ства. В рам­ках подоб­ной так­ти­ки посто­ян­ное затя­ги­ва­ние при­ва­ти­за­ции ока­зы­ва­ет­ся со сто­ро­ны руко­вод­ства пор­та весь­ма раци­о­наль­ным пове­де­ни­ем.

«ММТП для нача­ла надо акци­о­ни­ро­вать, а это дело дол­гое – если этот про­цесс завер­шит­ся за два–три года, это будет успех, – гово­рит Алек­сей Без­бо­ро­дов. – Сей­час пер­спек­ти­вы име­ют част­ные инве­сти­ции в тер­ри­то­рии, рас­по­ло­жен­ные рядом с пор­том, но не в сам ММТП в ста­ту­се ФГУП. Прав­да, рас­счи­ты­вать на то, что порт может полу­чить новую пор­цию госу­дар­ствен­ных средств, оста­ва­ясь ФГУП, тоже не при­хо­дит­ся – денег на это нет».

Обрат­ная вол­на — наци­о­на­ли­за­ция

Даге­стан­ский эко­но­мист Маир Паша­ев (на фото) напо­ми­на­ет, что в рес­пуб­ли­ке все без исклю­че­ния инве­сти­ци­он­ные про­ек­ты порож­да­ют­ся поли­ти­че­ским дав­ле­ни­ем или поли­ти­че­ски­ми инте­ре­са­ми, поэто­му реше­ние о при­ва­ти­за­ции пор­та или инве­сти­ци­ях в него – это в боль­шей сте­пе­ни поли­ти­ка, чем эко­но­ми­ка. По мне­нию Паша­е­ва, сей­час ММТП вряд ли под­ле­жит при­ва­ти­за­ции, при­чем ско­рее по эко­но­ми­че­ским при­чи­нам. 

«Вполне веро­ят­но, что в бли­жай­шие годы в стране прой­дет обрат­ная вол­на – наци­о­на­ли­за­ции, – гово­рит даге­стан­ский экс­перт, обоб­щая ситу­а­цию уже в мас­шта­бах всей стра­ны. – Част­ные соб­ствен­ни­ки во мно­гих отрас­лях эко­но­ми­ки не выдер­жи­ва­ют высо­кий уро­вень госре­гу­ли­ро­ва­ния, регла­мен­ты и огра­ни­че­ния ста­но­вят­ся барье­ра­ми доход­но­сти, капи­та­ли­за­ции и раз­ви­тия. Про­бле­ма раз­ре­ши­тель­ной эко­но­ми­ки заклю­ча­ет­ся в том, что част­ник пер­вым попа­да­ет под пресс госу­дар­ствен­ной маши­ны и послед­ним полу­ча­ет ресур­сы. Так что феде­раль­ные акти­вы в реги­о­нах оста­нут­ся, стра­те­ги­че­ские тем более».

В каче­стве при­ме­ра отрас­ли, где воз­мож­на наци­о­на­ли­за­ция, Маир Паша­ев при­во­дит алко­голь­ную, где госу­дар­ство в послед­ние годы как сле­ду­ет «закру­ти­ло гай­ки». В свя­зи с этим мож­но вспом­нить еще одну нашу­мев­шую даге­стан­скую исто­рию 2014 года – с при­ва­ти­за­ци­ей ГУП «Киз­ляр­ский коньяч­ный завод», ста­рей­ше­го рос­сий­ско­го про­из­во­ди­те­ля конья­ка. Ини­ци­а­то­ром при­ва­ти­за­ции высту­пил гла­ва рес­пуб­ли­ки Рама­зан Абду­ла­ти­пов, одна­ко кол­лек­тив заво­да высту­пил про­тив и добил­ся пере­во­да акти­ва в феде­раль­ную соб­ствен­ность. Кста­ти, Роси­му­ще­ство в этой исто­рии почти никак не про­яви­ло себя – для защи­ты сво­их инте­ре­сов руко­вод­ство коньяч­но­го заво­да под­клю­чи­ло Обще­рос­сий­ский народ­ный фронт. 

Али Гаса­нов

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *