Алек­сандр Фурс: Бит­ва за моло­дёжь: пат­ри­о­тизм и обще­ство высо­ко­го потреб­ле­ния

Сего­дня идёт неви­ди­мая, откры­то не про­воз­гла­шён­ная, гло­баль­ная бит­ва за моло­дёжь, опре­де­ле­ние и фор­ми­ро­ва­ние её граж­дан­ской пози­ции, жиз­нен­ных ори­ен­ти­ров и цен­но­стей. Вто­рая поло­ви­на XX и нача­ло XXI века при­нес­ли инфор­ма­ци­он­ную рево­лю­цию – и нет боль­ше огра­ни­че­ний в полу­че­нии любой самой про­ти­во­ре­чи­вой, в том чис­ле нега­тив­ной инфор­ма­ции обо всём и для всех, вклю­чая моло­дёжь.

И эта инфор­ма­ция в любой слу­чае име­ет свой век­тор, свою направ­лен­ность, вовле­кая воль­но или неволь­но моло­дых людей в инфор­ма­ци­он­ное про­ти­во­бор­ство, в инфор­ма­ци­он­ную вой­ну. Самое широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­чи­ла про­па­ган­да обще­ства высо­ко­го потреб­ле­ния, кото­рое воз­ве­де­но в культ на Запа­де. Глав­ной целью про­воз­гла­ша­ет­ся потреб­ле­ние и полу­че­ния всех благ циви­ли­за­ции, рос­кошь и все­доз­во­лен­ность для избран­ных, кото­рая явля­ет­ся ори­ен­ти­ром и стрем­ле­ни­ем для всех. Эта все­доз­во­лен­ность за пол­сто­ле­тия про­шла путь от сек­су­аль­ной рево­лю­ции, «швед­ской семьи» до зако­но­да­тель­но­го закреп­ле­ния и рас­про­стра­не­ния как высо­ких цен­но­стей запад­ной циви­ли­за­ции гомо­сек­су­а­лиз­ма, «гей-пара­дов», одно­по­лых бра­ков.

В сво­ей ста­тье автор рас­кры­ва­ет суть насто­я­ще­го пат­ри­о­ти­че­ско­го миро­воз­зре­ния к кото­ро­му необ­хо­ди­мо стре­мит­ся для обес­пе­че­ния бла­го­по­лу­чия сво­ей семье, нынеш­них и буду­щих поко­ле­ний, обще­ства и госу­дар­ства в целом.

Моло­дёжь Рос­сии в усло­ви­ях инфор­ма­ци­он­ной рево­лю­ции оста­ёт­ся не защи­щён­ной от всех нега­тив­ных явле­ний на Запа­де, чуж­дых дости­же­ни­ям миро­вой циви­ли­за­ции, веч­ным мораль­ным и эти­че­ским цен­но­стям, кото­рые утвер­жда­ли вели­кие мыс­ли­те­ли и тра­ди­ци­он­ные рели­гии, здра­во­му смыс­лу и есте­ствен­ной при­ро­де чело­ве­ка. Вете­ра­нам вой­ны и тру­да, пред­ста­ви­те­лям стар­ше­го поко­ле­ния нашей стра­ны зада­чу граж­дан­ско­го, пат­ри­о­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния моло­де­жи при­хо­дит­ся решать в усло­ви­ях это­го чуж­до­го инфор­ма­ци­он­но­го окру­же­ния и погру­же­ния созна­ния моло­дё­жи в сфе­ру иде­а­лов обще­ства высо­ко­го потреб­ле­ния, ста­вя­ще­го перед собой глав­ной целью полу­че­ние раз­вле­че­ний и удо­воль­ствия любой ценой.

Такие выво­ды, дегра­да­ции духов­ных цен­но­стей, мож­но сде­лать, обра­тив­шись к песен­но­му жан­ру, сопро­вож­дав­ший моло­дежь за послед­ние 80 лет. Если перед страш­ной, жесто­кой Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ной была очень попу­ляр­на пес­ня: «Если зав­тра вой­на, если зав­тра в поход!», при­зы­вав­шая моло­дежь быть гото­вы­ми к защи­те Оте­че­ства, то в сере­дине 90‑х повсе­мест­но зву­ча­ли пес­ни о люб­ви девоч­ки к рэке­ти­ру «Полю­би­ла рэке­ти­ра Ксю­ша», «Маль­чик хочет в Там­бов», а в нача­ле XXI века ста­ли попу­ляр­ны сло­ва пес­ни «Я буду жить в Лон­доне!». Сего­дня из чис­ла слу­ша­те­лей радио­стан­ции «Эхо Моск­вы» 67 % меч­та­ют полу­чить аме­ри­кан­скую грин-кар­ту, 74% хоте­ли бы уехать из Рос­сии, 85 % счи­та­ют Рос­сию угро­зой миру, 72 % испы­ты­ва­ют чув­ство тре­во­ги, при том что 85 % рос­си­ян по соци­аль­ным опро­сам счи­та­ют себя счаст­ли­вы­ми.

Откро­вен­но свою пози­цию по пово­ду пат­ри­о­тиз­ма выска­за­ла печаль­но извест­ная сотруд­ни­ца радио­стан­ции «Эхо Моск­вы» Ксе­ния Лари­на: «От сло­ва пат­ри­о­тизм тош­нит каки­ми — то чер­вя­ми и виш­нё­вы­ми косточ­ка­ми. Я не люб­лю роди­ну (Роди­ну) дав­но и убеждённо…Патриотизм отвратителен».Так гово­рят сто­рон­ни­ки обще­ства высо­ко­го потреб­ле­ния.

Наси­лие под­рост­ков над това­ри­ща­ми в шко­лах и на ули­цах, с выстав­ле­ни­ем сцен в сети Интер­нет, под­ра­жа­ние анти­ге­ро­ям, кото­рые совер­ша­ли пре­ступ­ле­ния со стрель­бой в учеб­ных заве­де­ни­ях, попол­не­ние моло­дё­жью нашей стра­ны рядов тер­ро­ри­стов в ИГИЛ и уча­стие в экс­тре­мист­ских и тер­ро­ри­сти­че­ских орга­ни­за­ци­ях – это всё явле­ния из инфор­ма­ци­он­но­го окру­же­ния и духо­вой пусто­ты.

Бит­ва за моло­дёжь, её созна­ние и миро­воз­зре­ние велась во все вре­ме­на, в каж­дую исто­ри­че­скую эпо­ху, в каж­дом обще­стве и в каж­дом госу­дар­стве. Все­гда наря­ду с содру­же­ством и общи­ми инте­ре­са­ми стар­ших поко­ле­ний и моло­дё­жи были опре­де­лён­ные про­ти­во­ре­чия, спо­ры, так назы­ва­е­мые кон­флик­ты поко­ле­ний — «отцов и детей». Ещё в IV веке до нашей эры древ­не­гре­че­ский фило­соф Ари­сто­тель отме­чал это про­ти­во­ре­чие, зада­вая вопрос: «Ну и куда идёт эта моло­дёжь?».

Моло­дёжь все­гда была в цен­тре глав­ных рево­лю­ци­он­ных собы­тий XX века. Имен­но поэто­му один из глав­ных орга­ни­за­то­ров воору­жён­но­го про­ти­во­бор­ства в годы Граж­дан­ской вой­ны Троц­кий точ­но отме­чал роль моло­дё­жи в реши­тель­ных пере­ме­нах обще­ства: «Моло­дёжь ― баро­метр рево­лю­ции!».

Моло­дёжь нашей стра­ны была глав­ной сози­да­тель­ной силой в 20‑е и 30‑е годы, совер­ша­ла глав­ные подви­ги на полях сра­же­ний с нациз­мом в 40‑е и сего­дня спо­соб­на успеш­но отве­тить на самые акту­аль­ные вызо­вы совре­мен­но­сти для Рос­сии. Побе­ды над идео­ло­ги­ей агрес­сии и тер­ро­риз­ма, надёж­ной защи­ты наше­го Оте­че­ства невоз­мож­но без пат­ри­о­ти­че­ско­го миро­воз­зре­ния и утвер­жде­ния её у моло­дё­жи.

В совре­мен­ной жиз­ни рос­сий­ско­го граж­дан­ско­го обще­ства нема­ло про­блем­ных вопро­сов утвер­жде­ния пат­ри­о­тиз­ма тре­бу­ю­щих неза­мед­ли­тель­но­го реше­ния. Отве­тить на них невоз­мож­но без ана­ли­за тех собы­тий, кото­рые про­изо­шли за годы пере­строй­ки и после­до­вав­ший за ним пери­од. Базо­вой осно­вой фор­ми­ро­ва­ния миро­воз­зре­ния у моло­де­жи был и оста­ёт­ся опыт и пре­ем­ствен­ность всей систе­мы вос­пи­та­ния выстро­ен­ный в Совет­ском Сою­зе и полу­чив­ший про­дол­же­ние в совре­мен­ной Рос­сии.

Эту систе­му фор­ми­ро­ва­ли все инсти­ту­ты совет­ско­го обще­ства: орга­ны обра­зо­ва­ния и куль­ту­ры, спор­тив­ные сою­зы и обще­ства, дея­те­ли нау­ки и искус­ства, писа­те­ли и режис­сё­ры, и осо­бен­но сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции. Пре­одо­ле­ние без­гра­мот­но­сти, обу­че­ние моло­дё­жи спе­ци­аль­но­стям, в том чис­ле и воен­ным, созда­ние и закреп­ле­ние обра­зов Геро­ев стра­ны в созна­нии школь­ни­ков и сту­ден­тов, все­го насе­ле­ния про­ис­хо­ди­ло через фор­ми­ро­ва­ние систе­мы взгля­дов все­го
насе­ле­ния совет­ско­го госу­дар­ства. 

Жела­ние соот­вет­ство­вать поло­жи­тель­но­му сте­рео­ти­пу Героя, защит­ни­ка Оте­че­ства за 20 лет после граж­дан­ской вой­ны сфор­ми­ро­ва­лось как мас­со­вое пат­ри­о­ти­че­ское дви­же­ние и повсе­мест­но рас­про­стра­ни­лось и к нача­лу Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны сыг­рав­шее свою побе­до­нос­ную роль. Вспом­ним про­грам­мы ОСО­АВИА­ХИ­Ма, дви­же­ние «Воро­ши­лов­ский стре­лок», вве­де­ние БГТО для школь­ни­ков с 1 по 8 класс, ГТО для школь­ни­ков стар­ше 16 лет и все­го насе­ле­ния.

Пат­ри­о­ти­че­ское миро­воз­зре­ние у боль­шин­ства насе­ле­ния Совет­ско­го Сою­за утвер­жда­лось воз­ве­де­ни­ем заво­дов и гид­ро­элек­тро­стан­ций, успе­ха­ми учё­ных и изоб­ре­та­те­лей, ком­со­моль­ски­ми строй­ка­ми в Сиби­ри и Даль­нем Восто­ке, элек­три­фи­ка­ци­ей стра­ны, рекор­да­ми шах­тё­ров, метал­лур­гов, дости­же­ни­я­ми кол­хо­зов, подви­га­ми и сверх­даль­ни­ми пере­лё­та­ми совет­ских лёт­чи­ков. По путёв­кам и реко­мен­да­ци­ям ком­со­мо­ла моло­дёжь с гор­до­стью направ­ля­лась в воен­ные учи­ли­ща, для про­хож­де­ния служ­бы в армии и на фло­те, пере­до­вых рубе­жах нашей Роди­ны — гра­ни­це.

К сере­дине 30‑х годов в Совет­ском Сою­зе наря­ду с рома­на­ми Миха­и­ла Шоло­хо­ва «Тихий Дон», «Под­ня­тая цели­на», его «Дон­ски­ми рас­ска­за­ми», тира­жи­ро­ва­лись исто­ри­че­ские рома­ны Алек­сея Тол­сто­го, дру­гих писа­те­лей, посвя­щен­ные исто­рии Рос­сии, её пол­ко­вод­цам, кото­рые проч­но вошли в пат­ри­о­ти­че­ское миро­воз­зре­ние совет­ских граж­дан и самой мно­го­чис­лен­ной титуль­ной наци­о­наль­но­сти — рус­ских.

В годы вой­ны были вос­ста­нов­ле­ны воин­ские зва­ния, учре­жде­ны орде­на «Сла­вы», «Алек­сандра Нев­ско­го», «Дмит­рия Дон­ско­го», «Алек­сандра Суво­ро­ва», «Миха­ил Куту­зо­ва», «Пав­ла Нахи­мо­ва», «Федо­ра Уша­ко­ва», «Бог­да­на Хмель­ниц­ко­го».

В дей­стви­тель­но­сти непо­бе­ди­мая и леген­дар­ная Крас­ная Армия под Моск­вой и Ста­лин­гра­дом, под Кур­ском и Бел­го­ро­дом, нанес­ла ощу­ти­мый удар по мифу о непо­бе­ди­мо­сти вер­мах­та, внес­ла рас­кол в ряды союз­ни­ков гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии, пред­опре­де­ли­ло их выход из вой­ны про­тив Совет­ско­го Сою­за.

Тема буду­щей побе­ды была так­же зна­ко­вой темой в сра­же­нии двух миро­воз­зре­ний. Осе­нью 1941 году Гит­лер отпра­вил в Под­мос­ко­вье вагон с желез­ны­ми кре­ста­ми за взя­тие Моск­вы, для вру­че­ния на пара­де. Часть этих кре­стов вме­сте со зна­мё­на­ми раз­гром­лен­ных войск вер­мах­та нахо­дят­ся в Цен­траль­ном музее Воору­жён­ных Сил Мини­стер­ства обо­ро­ны Рос­сии. После ожи­да­е­мой побе­ды Гит­лер и его окру­же­ние пла­ни­ро­ва­ли воз­ве­сти огром­ную стек­лян­ную клет­ку в горо­де Вей­ма­ре, поса­дить в неё Ста­ли­на, а на огром­ной кры­ше — пло­ща­ди этой гигант­ской клет­ки празд­но­вать пир побе­ди­те­лей.

В Совет­ском Сою­зе тема буду­щей побе­ды актив­но отра­жа­лась в выступ­ле­ни­ях совет­ских руко­во­ди­те­лей, пол­ко­вод­цев, коман­ди­ров и полит­ра­бот­ни­ков, в про­по­ве­дях пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков и ислам­ских муф­ти­ев и мулл, в пуб­ли­ка­ци­ях и ста­тьях, пес­нях и кино­филь­мах. В 1944 году нача­лась демон­стра­ция кино­филь­ма Ива­на Пырье­ва «В шесть часов вече­ра после вой­ны».

В фор­ми­ро­ва­нии миро­воз­зре­ния бес­страш­но сра­жа­ю­щих­ся на фрон­тах, напря­жён­но рабо­та­ю­щих в цехах на заво­дах и на полях кол­хо­зов, зву­чал девиз как сим­вол веры и убеж­де­ния: «Наше дело пра­вое, враг будет раз­бит, побе­да будет за нами!». Ста­лин уже в 1942 году обсуж­дал вопрос: каким дол­жен быть памят­ник побе­ди­те­лям в Бер­лине, сто­ли­це Гер­ма­нии.

В нояб­ре 1945 года эта идея вопло­ти­лась в мемо­ри­а­ле памя­ти совет­ским вои­нам в Тир­гар­тене, а мае 1949 года был открыт памят­ник Вои­ну-осво­бо­ди­те­лю в Треп­тов-пар­ке. Парад Побе­ды совет­ских войск состо­ял­ся в июне 1945 года в Москве, в сен­тяб­ре 1945 года в Бер­лине. Участ­ни­кам штур­ма Бер­ли­на были вру­че­ны меда­ли и бла­го­дар­ствен­ные гра­мо­ты Ста­ли­на, а мил­ли­о­ны совет­ских людей с гор­до­стью носи­ли памят­ную медаль «За побе­ду над Гер­ма­ни­ей в Вели­кой Оте­че­ствен­ной 1941–1945 гг.», тем самым утвер­ждая итог про­ти­во­сто­я­ния двух идео­ло­гий и двух миро­воз­зре­ний во вто­рой миро­вой войне.

В после­во­ен­ное вре­мя до при­хо­да М.С. Гор­ба­чё­ва в нашей стране был доста­точ­но высок авто­ри­тет участ­ни­ков вой­ны, воин­ская служ­ба зако­но­мер­но в наро­де счи­та­лась шко­лой муже­ства. При­зыв и про­во­ды в армию отме­ча­лись как боль­шой празд­ник. Пре­стиж про­фес­сии офи­це­ра был в обще­ствен­ном созна­нии как жиз­нен­ная высо­та и жиз­нен­ная пози­ция. Выход на экра­ны кино­филь­мов таких как «Судь­ба чело­ве­ка», «Обык­но­вен­ный фашизм», «Осво­бож­де­ние», «Бело­рус­ский вок­зал», «Офи­це­ры» и мно­гие, мно­гие дру­гие встре­ча­лись с нефор­маль­ным искрен­ним инте­ре­сом, укреп­ля­ли пат­ри­о­ти­че­ские чув­ства и настро­е­ния.

С нача­лом «Хель­син­ско­го про­цес­са», нача­лось инфор­ма­ци­он­ное втор­же­ние в созна­ние людей про­па­ган­ды запад­но­го обра­за жиз­ни, в яркой вит­ри­ной упа­ков­ке, раз­ви­тие науч­ных и эко­но­ми­че­ских свя­зей, фор­ми­ро­ва­ние и в Совет­ском Сою­зе идеи «потре­би­тель­ско­го обще­ства».

Но самый серьёз­ный удар по пат­ри­о­ти­че­ско­му миро­воз­зре­нию и вос­пи­та­нию, всей систе­ме миро­воз­зре­ния совет­ских граж­дан, осо­бен­но моло­дё­жи, в том чис­ле по про­цес­сам обра­зо­ва­ния нанес­ли пере­строй­ка и глас­ность, выдви­ну­тая М.С. Гор­ба­чё­вым.

В соци­аль­но-эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии — вме­сто заме­ны не рабо­та­ю­щих или пло­хо рабо­та­ю­щих кон­струк­ций гигант­ской госу­дар­ствен­ной маши­ны, была про­из­ве­де­на её пол­ная обста­нов­ка. Пред­при­ни­ма­тель­ское дви­же­ние, раз­ви­ва­лось на идее обо­га­ще­ния любой ценой: «Куй, пока Гор­ба­чёв»! Воз­ни­ка­ли не дости­жи­мые цели дру­же­ствен­ных рав­ных парт­нёр­ских отно­ше­ний с США, стра­на­ми Запад­ной Евро­пой, путём гло­баль­ных гео­по­ли­ти­че­ских усту­пок.

Сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции, преж­де сто­яв­шие в оче­ре­ди за пат­ри­о­ти­че­ски­ми интер­вью для осве­ще­ния пат­ри­о­ти­че­ской тема­ти­ки, иска­ли толь­ко нега­тив­ные сен­са­ции.

Нано­си­лись уда­ры за уда­ром по тра­ди­ци­ям друж­бы наро­дов, всей воен­ной исто­рии осво­бо­ди­тель­ной мис­сии Воору­жён­ных сил. Это спо­соб­ство­ва­ло уси­ле­ни­ям сепа­ра­тиз­ма в При­бал­ти­ке, Закав­ка­зье, Север­ном Кав­ка­зе, Сред­ней Азии, Мол­до­ве, нача­лу нега­тив­ных про­яв­ле­ний на Укра­ине, мораль­но­му дав­ле­нию на воен­но­слу­жа­щих и их физи­че­ско­му оскорб­ле­нию. Уси­ли­лись труд­но­сти с полу­че­ни­ем жилья, про­до­воль­ствия, име­ли слу­чаи изби­е­ния офи­це­ров, пра­пор­щи­ков и чле­нов их семей. В Москве, сто­ли­це Совет­ско­го Сою­за, офи­це­ры Мини­стер­ства обо­ро­ны, как в сто­ли­це чужо­го враж­деб­но­го госу­дар­ства при­бы­ва­ли на служ­бу в граж­дан­ской одеж­де, посколь­ку в воен­ной фор­ме очень часто под­вер­га­лись оскорб­ле­ни­ям и изби­е­ни­ям.

Попу­ляр­ный жур­нал «Ого­нёк» транс­фор­ми­ро­вал­ся в буль­вар­ное изда­ние, типа «Шар­ли эбдо». В СМИ про­бле­мы финан­си­ро­ва­ния жиз­ни совет­ско­го обще­ства и уров­ня жиз­ни насе­ле­ния увя­зы­ва­лись, яко­бы, с необос­но­ван­но высо­ки­ми воен­ны­ми рас­хо­да­ми. Либе­раль­ны­ми поли­ти­ка­ми был дан зеле­ный свет на деми­ли­та­ри­за­цию школ и выс­ших учеб­ных заве­де­ний, исклю­че­нии из про­грамм обра­зо­ва­ния воен­ной под­го­тов­ки, сокра­ще­нию и закры­тию воен­ных кафедр.

Изда­ние книг по воен­но-исто­ри­че­ской тема­ти­ке было при­оста­нов­ле­но, но рез­ко воз­рос­ло коли­че­ство изда­ва­е­мых зару­беж­ных авто­ров, пуб­ли­ка­ций и вос­по­ми­на­ний госу­дар­ствен­ных дея­те­лей, кни­ги Гит­ле­ра «Майн камф» на рус­ском язы­ке, гене­ра­лов вер­мах­та нацист­ской Гер­ма­нии.

М.С. Гор­ба­чёв, как лидер Совет­ско­го Сою­за с оши­боч­ным, аморф­ным, неопре­де­лён­ным миро­воз­зре­ни­ем никак не мог опре­де­лить­ся в век­то­ре сво­ей идео­ло­гии и поли­ти­ки. С при­хо­дом к вла­сти в каче­стве пре­зи­ден­та Рос­сии Бори­са Нико­ла­е­ви­ча Ель­ци­на начал­ся новый этап дефор­ма­ции воен­но-пат­ри­о­ти­че­ско­го миро­воз­зре­ния в нашей стране. Новая Рос­сия про­хо­ди­ла ста­нов­ле­ние в заим­ство­ва­нии запад­ных рецеп­тов в эко­но­ми­ке, финан­сах, куль­ту­ре, обра­зо­ва­нии под пря­мым вли­я­ни­ям США и все­го Запа­да, стре­мясь стать их глав­ным парт­нё­ром.

Збигнев Бже­зин­ский извест­ный аме­ри­кан­ский исто­рик, пуб­ли­цист, поли­то­лог в сво­ей кни­ге «Вели­кая Шах­мат­ная дос­ка» ещё в 1998 году опре­де­лял виде­ние Рос­сии на Запа­де: «Рос­сия недо­ста­точ­но силь­ная и недо­ста­точ­но при­вле­ка­тель­на эко­но­ми­че­ски и мало­ве­ро­ят­но, что евро­пей­ские госу­дар­ства выска­жут и реа­ли­зу­ют наме­ре­ние всту­пить в дей­стви­тель­но все­объ­ем­лю­щий гео­ст­ра­те­ги­че­ский союз с поте­ряв­шей курс Рос­си­ей». Рос­сия в про­гно­зах без Укра­и­ны рас­смат­ри­ва­лась как более «ази­ат­ское» и более далё­кое от Евро­пы госу­дар­ство.

На рубе­же XX и XXI века США ста­ви­ли перед собой зада­чу зани­мать­ся укреп­ле­ни­ем свя­зей в обла­сти эко­но­ми­ки и без­опас­но­сти с Укра­и­ной на деся­ти­лет­ний пери­од 2005–2015 годы как на при­ем­ле­мый срок. Одно­вре­мен­но велась рабо­та по убеж­де­нию, что Рос­сия высту­па­ет в каче­стве парт­нё­ра НАТО и рав­но­го участ­ни­ка в «вось­мёр­ке» веду­щих стран мира. На деле была изда­на дирек­ти­ва пре­зи­ден­та США Б. Клин­то­на № 13 ещё в фев­ра­ле 1992 года: «Цель НАТО — в буду­щем вве­сти миро­твор­че­ские силы в реги­о­ны этни­че­ских кон­флик­тов и погра­нич­ных раз­но­гла­сий от Атлан­ти­че­ско­го оке­а­на до Ураль­ских гор».

В XXI веке запад­ные поли­ти­ки и НАТО сбро­си­ли мас­ки и пока­за­ли свои гло­баль­ные инте­ре­сы с дав­ле­ни­ем на Рос­сию путём созда­ния новых натов­ских цен­тров, демон­стра­ци­ей бое­вой тех­ни­ки и ору­жия в стра­нах Восточ­ной Евро­пы, уста­нов­ле­ни­ем систе­мы ПРО. Обо­зна­чи­лись эта­пы дости­же­ния исклю­чи­тель­но­го воен­но­го пре­вос­ход­ства над Рос­си­ей.

Пер­вым эта­пом ста­ло идео­ло­ги­че­ское и прак­ти­че­ское вовле­че­ние стран Восточ­ной Евро­пы в блок НАТО. Вто­рой этап — вклю­че­ние в состав НАТО стран Бал­тии, быв­ших совет­ских рес­пуб­лик. И тре­тий этап ― борь­ба за идео­ло­ги­че­ский и прак­ти­че­ский отрыв Укра­и­ны от Рос­сии, исполь­зо­ва­нию её поли­ти­ки и её тер­ри­то­рии в про­ти­во­сто­я­нии с Рос­си­ей.

В этой свя­зи сего­дня вста­ёт как акту­аль­ная и крайне жиз­нен­но важ­ная зада­ча с обсто­я­тель­ства­ми, изло­жен­ны­ми рядом фак­то­ров выше ― фор­ми­ро­ва­ние пат­ри­о­ти­че­ско­го миро­воз­зре­ния моло­де­жи.

В фор­ми­ро­ва­нии воен­но-пат­ри­о­ти­че­ско­го миро­воз­зре­ния осо­бая роль при­над­ле­жит выс­шим учеб­ным заве­де­ни­ям, шко­лам, всей систе­ме обра­зо­ва­ния, под­го­тов­ки пре­по­да­ва­те­лей и вос­пи­та­те­лей, кото­рые долж­ны осу­ществ­лять свою дея­тель­ность, имея преж­де все­го соб­ствен­ное воен­но-пат­ри­о­ти­че­ское миро­воз­зре­ние.

В нача­ле XXI сто­ле­тия в Рос­сий­ской Феде­ра­ции рабо­та­ло 658 госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных и 450 част­ных вуза, где обу­ча­лось око­ло 7,5 мил­ли­о­нов чело­век. Меня­ет­ся коли­че­ство вузов, чис­ло обу­ча­ю­щих­ся сту­ден­тов, но выс­шие учеб­ные заве­де­ния, шко­лы и орга­ни­за­ции ДОСА­АФ Рос­сии были и оста­ют­ся серьёз­ной базой, плац­дар­мом фор­ми­ро­ва­ния и закреп­ле­ния воен­но-пат­ри­о­ти­че­ско­го миро­воз­зре­ния.

Глав­ной опо­рой для реше­ния это­го вопро­са была и оста­ёт­ся Вели­кая Побе­да, про­шлый опыт пат­ри­о­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния. Рос­сия ста­ла отста­и­вать свои инте­ре­сы в поли­ти­ке на всех кон­ти­нен­тах, на всех сво­их поли­ти­че­ских гео­гра­фи­че­ских и эко­но­ми­че­ских гра­ни­цах вклю­чая Сирию, Крым и Арк­ти­ку. Оста­лись в строю крас­ные бое­вые зна­мё­на про­слав­лен­ных соеди­не­ний и частей, гимн Рос­сии, сохра­нив­ший музы­ку и дух тек­ста гим­на Совет­ско­го Сою­за, геор­ги­ев­ская лен­точ­ка, свя­зав­шая все поко­ле­ния нашей стра­ной общей памя­тью о Побе­де ста­ли сим­во­ла­ми воз­рож­де­ния пат­ри­о­тиз­ма. 

Вер­ну­лось былое зна­че­ние и зна­чи­мость пара­дов Побе­ды, в них вновь участ­ву­ют суво­ров­цы и нахи­мов­цы, сами­ми почи­та­е­мы­ми гостя­ми явля­ют­ся участ­ни­ки Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Воен­ная под­го­тов­ка в той или иной фор­ме воз­вра­ща­ет­ся в шко­лы и обра­зо­ва­тель­ные орга­ни­за­ции. Воз­рож­де­на про­грам­ма сда­чи норм ГТО. Воз­рож­да­ет­ся актив­ная дея­тель­ность ДОСА­АФ Рос­сии. В общем, есть все усло­вия для воз­рож­де­ния пат­ри­о­тиз­ма в Рос­сии.

Вос­со­еди­не­ние Кры­ма с Рос­си­ей, санк­ции Запа­да, под­держ­ка Дон­бас­са, прак­ти­че­ский раз­гром тер­ро­ри­стов ИГИЛ в Сирии при­да­ли зна­чи­тель­ный импульс пат­ри­о­ти­че­ским чув­ствам и убеж­де­ни­ям, при­ве­ли к спло­че­нию всех рос­сий­ских граж­дан.

В насто­я­щее вре­мя необ­хо­ди­мо учесть все уро­ки про­шло­го, про­бле­мы и воз­мож­но­сти в фор­ми­ро­ва­нии воен­но-пат­ри­о­ти­че­ско­го миро­воз­зре­ния в их тес­ной свя­зи со все­ми про­цес­са­ми в обще­стве, их осо­бен­но­стя­ми:

Во-пер­вых. Пере­ход от соци­а­лиз­ма к капи­та­лиз­му потре­бо­вал кар­ди­наль­ных пере­мен и в обра­зо­ва­нии, исклю­ча­лась роль марк­сиз­ма-лени­низ­ма как опре­де­ля­ю­щая весь учеб­ный и вос­пи­та­тель­ный про­цесс. Появи­лось новое содер­жа­ние учеб­ни­ков по фило­со­фии, исто­рии, социо­ло­гии, куль­ту­ро­ве­де­нии, пси­хо­ло­гия и педа­го­ги­ке, зако­но­да­тель­ству, юрис­пру­ден­ции в свя­зи с пере­хо­дом к капи­та­ли­сти­че­ским отно­ше­ни­ям и появ­ле­ни­ем новых форм соб­ствен­но­сти. Рос­сия, как и весь мир живёт в пост­ин­ду­стри­аль­ном обще­стве, где Интер­нет, план­ше­ты и «Айфо­ны» ста­ли сво­е­го рода ико­на­ми полу­че­ния раз­но­об­раз­ной инфор­ма­ции совре­мен­ны­ми школь­ни­ка­ми и сту­ден­та­ми. Утра­че­но инфор­ма­ци­он­ное пре­вос­ход­ство вете­ра­нов, стар­ше­го поко­ле­ния в объ­ё­ме зна­ний. Акцент дол­жен быть сде­лан на том, что­бы в огром­ной сум­ме зна­ний выра­бо­тать нуж­ное миро­воз­зре­ние, о кото­ром вели­кий рус­ский мыс­ли­тель Вла­ди­мир Соло­вьёв, гово­рил «Миро­воз­зре­ние-это окош­ко в уме».

И это всё долж­но най­ти вопло­ще­ние и раз­ви­тие в содер­жа­нии выступ­ле­ний, лек­ций, всех ста­тей, всех про­грамм и пла­нов вете­ран­ских орга­ни­за­ций, учеб­ных заве­де­ний и орга­ни­за­ций ДОСА­АФ Рос­сии.

Во-вто­рых. В нашей обра­зо­ва­тель­ной и вос­пи­та­тель­ной базе, её дан­ных долж­ны содер­жать­ся миро­воз­зрен­че­ские аспек­ты, свя­зан­ные с исто­ри­ей стра­ны, пер­спек­ти­ва­ми и про­бле­ма­ми её раз­ви­тия, вызо­ва­ми совре­мен­но­сти.

Коли­че­ство чуж­дой инфор­ма­ции в Рос­сии неиз­беж­но пере­хо­дит в каче­ство, в появ­ле­ние празд­ни­ков Хэл­ло­уин (с костю­ма­ми раз­ной нечи­сти), Дня влюб­лён­ных, Свя­то­го Пат­ри­ка (а поче­му не Сер­гия Радо­неж­ско­го ? ), попыт­ки празд­но­ва­ния гей-пара­дов.

В‑третьих. Миро­воз­зре­ние, как и обра­зо­ва­ние-это то, что под­вер­же­но посто­ян­но­му допол­не­нию и изме­не­нию исхо­дя из мно­го­гран­ных изме­не­ний в поли­ти­ке, эко­но­ми­ке, куль­ту­ре, в обще­ствен­ной жиз­ни, в сфе­ре новей­ших инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, в быст­ро­ме­ня­ю­щей­ся и быст­ро­те­ку­щей жиз­ни как в Рос­сии так и за рубе­жом.

Мож­но толь­ко при­вет­ство­вать тра­ди­цию поли­ти­че­ских инфор­ма­ций в шко­лах, кото­рой как ни стран­но сопро­тив­ля­ет­ся Наци­о­наль­ная роди­тель­ская ассо­ци­а­ция соци­аль­ной под­держ­ки семьи и защи­ты семей­ных цен­но­стей во гла­ве с ответ­ствен­ным сек­ре­та­рем Коор­ди­на­ци­он­но­го сове­та НРА Алек­се­ем Гусе­вым. Под пред­ло­гом что для инфор­ми­ро­ва­ния есть уже отве­ден­ные уро­ки. (В Интер­не­те под­рост­ки каж­дый день, а для инфор­ма­ции пат­ри­о­ти­че­ской направ­лен­но­сти надо ждать спе­ци­аль­ных заня­тий !).

Совре­мен­ные вызо­вы для Рос­сии в виде воен­но-поли­ти­че­ское дав­ле­ния, санк­ций и попы­ток меж­ду­на­род­ной изо­ля­ции, попыт­ки создать «пятую колон­ну» для раз­ру­ше­ния Рос­сии как госу­дар­ства изнут­ри — это идео­ло­гия схо­жа с идео­ло­ги­ей тер­ро­ри­сти­че­ской орга­ни­за­ции ИГИЛ.

Воен­но-пат­ри­о­ти­че­ское миро­воз­зре­ние и чув­ство ответ­ствен­но­сти за свою стра­ну фор­ми­ру­ет­ся на базе исто­рии Рос­сии и исто­рии Побе­ды, уро­ков Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, на зна­нии реаль­ных угроз и совре­мен­ных вызо­вов. Имен­но поэто­му все­гда были и будут зна­чи­мы­ми вопро­сы фор­ми­ро­ва­ния пат­ри­о­ти­че­ско­го миро­воз­зре­ния в обра­зо­ва­тель­ном и вос­пи­та­тель­ном про­цес­се!

Алек­сандр Фурс, член меж­ду­на­род­ной обще­ствен­ной орга­ни­за­ции Обще­ство «Рос­сия-Гер­ма­ния», вице-пре­зи­дент Фон­да под­держ­ки про­ек­та Фон­да «Дань памя­ти» име­ни Мусы Джа­ли­ля, исто­рик, член Сою­за писа­те­лей Рос­сии, гене­рал-май­ор в отстав­ке

0 0

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *