300 мол­дав­ских рыца­рей. В Кры­му почти­ли память защит­ни­ков Ман­гу­па от осман­ских завоевателей

В Свя­то-Бла­го­ве­щен­ском муж­ском мона­сты­ре состо­я­лось Собор­ное брат­ское поми­но­ве­ние 300 защит­ни­ков Ман­гу­па – мол­дав­ских рыца­рей. Собра­лось поряд­ка 80 гостей и пред­ста­ви­те­лей наци­о­наль­ных обще­ствен­ных объ­еди­не­ний. Всех объ­еди­ни­ла вера и жела­ние сохра­нить память о подви­ге пред­ков – защит­ни­ков пра­во­слав­но­го мира.

15 июля на руи­нах сред­не­ве­ко­во­го горо­да Ман­гуп про­шла цере­мо­ния Собор­но­го брат­ско­го поми­но­ве­ния мол­дав­ских рыца­рей – защит­ни­ков общих с жите­ля­ми Ман­гу­па хри­сти­ан­ских цен­но­стей, кото­рым в нояб­ре 2018 года была уста­нов­ле­на мемо­ри­аль­ная дос­ка. Дата была выбра­на не слу­чай­но – день успе­ния бла­го­вер­но­го Ште­фа­на Вели­ко­го, напра­вив­ше­го в кня­же­ство Фео­до­ро 300 сво­их рыца­рей для про­ти­во­сто­я­ния осман­ской угро­зе , име­на кото­рых пока неизвестны.

После рас­па­да СССР воз­ник боль­шой про­бел в исто­ри­че­ском и куль­тур­ном про­све­ще­нии о наро­дах, насе­ля­ю­щих Совет­ский Союз. Брат­ские наро­ды одной вели­кой стра­ны в одно­ча­сье ста­ли как бы чужими.

Рус­ские и мол­да­ване скреп­ле­ны общей памя­тью, кор­ни кото­рой ухо­дят в XV в., что под­твер­жда­ет исто­рия обо­ро­ны Ман­гу­па. Вос­ста­нов­ле­ни­ем этой исто­ри­че­ской памя­ти не пер­вый год зани­ма­ет­ся Феде­раль­ная наци­о­наль­но-куль­тур­ная авто­но­мия (ФНКА) Мол­да­ван Рос­сии, по прось­бе кото­рой и состо­я­лось поминовение.

На меро­при­я­тии при­сут­ство­ва­ли пред­се­да­тель ФНКА Мол­да­ван Рос­сии Люд­ми­ла Кор­сун, заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Сове­та Ассам­блеи наро­дов Рос­сии Андрей Худо­ле­ев, а так­же пред­се­да­тель реги­о­наль­ной наци­о­наль­но-куль­тур­ной авто­но­мии РК “Плай” Сер­гей Ерхан, руко­во­ди­тель Сим­фе­ро­поль­ской город­ской наци­о­наль­но-куль­тур­ной авто­но­мии мол­да­ван Мак­сим Соро­чин­ский, заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Госу­дар­ствен­но­го коми­те­та по делам меж­на­ци­о­наль­ных отно­ше­ний Рес­пуб­ли­ки Крым Шамир Хуб­ла­рян. После про­ве­де­ния офи­ци­аль­ной части, гости и участ­ни­ки воз­ло­жи­ли цве­ты в память о воин­ском братстве.

– Плох тот народ, кото­рый не почи­та­ет и забы­ва­ет сво­их святых.

С тако­го обра­ще­ния начал намест­ник Свя­то-Бла­го­ве­щен­ско­го муж­ско­го мона­сты­ря Сим­фе­ро­поль­ской и Крым­ской епар­хий игу­мен Иак­инф. В рясе и зелё­ной епи­тра­хи­ли насто­я­тель напут­ство­вал собрав­ших­ся береж­но отно­сить­ся к исто­ри­че­ской памя­ти сво­е­го наро­да: «Эти зем­ли иско­ни рус­ские, и эти свя­зи нам нуж­но под­дер­жи­вать, кре­пить и вос­ста­нав­ли­вать. Хри­сти­ане долж­ны научить­ся защи­щать свои цен­но­сти». Пред­се­да­тель дей­ству­ю­щей с 1993 года Евпа­то­рий­ской орга­ни­за­ции Рус­ской общи­ны Кры­ма Олег Куче­рен­ко заявил, что в послед­нее вре­мя дрейф Мол­до­вы в сто­ро­ну Запа­да пре­кра­тил­ся и наши наро­ды вновь ста­ли сбли­жать­ся: «Мы, рус­ские и мол­да­ване, все пра­во­слав­ные, все бра­тья. Сте­фан видит, и гор­дит­ся нами, что мы опять вместе!»

545 лет назад…

1475 год. Помо­гать борь­бе с осман­ски­ми заво­е­ва­те­ля­ми Ште­фан Вели­кий напра­вил 300 мол­дав­ских вои­нов, кото­рые вме­сте с мест­ны­ми жите­ля­ми долж­ны были обо­ро­нять сто­ли­цу крым­ско­го кня­же­ства Фео­до­ро – город Ман­гуп, рас­по­ло­жен­ный на гор­ном пла­то. На про­тя­же­нии 6 меся­цев им сов­мест­но уда­ва­лось сдер­жи­вать 70-тысяч­ное вой­ско сви­ре­по­го про­тив­ни­ка, оса­див­ше­го город. В ито­ге это геро­и­че­ское сопро­тив­ле­ние затор­мо­зи­ло дви­же­ние ига по тер­ри­то­рии Кры­ма. Одна­ко борь­ба сто­и­ла их жизней.

Все мол­дав­ские рыца­ри сло­жи­ли свои голо­вы в кро­во­про­лит­ной бит­ве на этой зем­ле. Устав­шие и разо­злён­ные дол­гой оса­дой тур­ки устро­и­ли рез­ню, звер­ски уни­что­жив всех защит­ни­ков кре­по­сти. Семья кня­зя Алек­сандра, за исклю­че­ни­ем мало­лет­не­го сына, была выре­за­на. Кня­же­ство Фео­до­ро пре­кра­ти­ло своё суще­ство­ва­ние, вой­дя в состав Осман­ской империи.

Эта обо­ро­на ста­ла сим­во­лом воин­ско­го брат­ства наро­дов Ман­гу­па, кото­рый насе­ля­ли гре­ки, ала­ны, чер­ке­сы, готы, караимы.

Сте­фан Великий

Сте­фан III Вели­кий (Ште­фан чел Маре) был пер­вым гос­по­да­рем создан­но­го им Мол­дав­ско­го кня­же­ства, и пра­вил с 1457 по 1504 год – это самое про­дол­жи­тель­ное прав­ле­ние в мол­дав­ской исто­рии. Его жизнь была тес­но свя­за­на с исто­ри­ей Кры­ма. Сте­фан был женат на Марии Ман­гуп­ской, прин­цес­се из импе­ра­тор­ской семьи визан­тий­ских Палео­ло­гов. Всю жизнь он посвя­тил защи­те род­ной зем­ли от вра­гов и укреп­ле­нию пра­во­слав­ной веры.

После паде­ния Визан­тии в 1453 году пра­во­слав­ный мир лишил­ся сво­е­го цен­тра, опо­ры. Тогда Сте­фан начал все­ми сила­ми спа­сать и вос­ста­нав­ли­вать свя­ты­ни в Афоне. За вре­мя цар­ство­ва­ния он одер­жал побе­ду в 34 сра­же­ни­ях из 36. Он постро­ил 44 церк­ви и мона­сты­ря, кото­рые сего­дня рас­по­ло­же­ны так­же на тер­ри­то­рии Румы­нии, Бол­га­рии и Украины.

При нём Мол­до­ва достиг­ла небы­ва­лых успе­хов в раз­ви­тии, с кня­же­ством ста­ли счи­тать­ся на меж­ду­на­род­ной арене. Несмот­ря на непре­кра­ща­ю­щи­е­ся вой­ны, эта стра­на в тот пери­од исто­рии достиг­ла эко­но­ми­че­ско­го рас­цве­та. В 1927 году в Киши­нё­ве был уста­нов­лен памят­ник Сте­фа­ну III Вели­ко­му, кото­рый стал одним из глав­ных сим­во­лов Молдовы.

С 2004 года Ште­фан Вели­кий чтит­ся РПЦ в лике Мол­дав­ских святых.

Сохра­не­ние памяти

Пред­се­да­тель ФНКА Мол­да­ван Рос­сии Люд­ми­ла Кор­сун ска­за­ла, что в пла­нах теперь создать росто­вую ико­ну Сте­фа­на, где будут так­же изоб­ра­же­ны три сим­во­ла пра­во­сла­вия: весты, цер­ковь и меч. «Мы пла­ни­ру­ем вос­со­здать этот образ защит­ни­ка, и пред­ла­га­ем жела­ю­щим под­дер­жать нашу идею», – заяви­ла Люд­ми­ла Кор­сун. Кро­ме ико­ны, пещер­но­му мона­сты­рю необ­хо­ди­мы так­же лам­пад­ка и подсвечники.

Два года назад в Свя­то-Бла­го­ве­щен­ском муж­ском мона­сты­ре учё­ные нача­ли реа­ли­зо­вы­вать гранд Рос­сий­ско­го фон­да фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний (РФФИ), и обна­ру­жи­ли фрес­ки, напи­сан­ные ещё при осно­ва­нии пещер­но­го мона­сты­ря, воз­ник­ше­го на рубе­же XIV-XV вв. Сей­час сто­ит зада­ча вос­со­здать изна­чаль­ное убран­ство хра­ма с помо­щью рестав­ра­то­ров, сооб­щил заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Госу­дар­ствен­но­го коми­те­та по делам меж­на­ци­о­наль­ных отно­ше­ний Рес­пуб­ли­ки Крым Шамир Хуб­ла­рян: «Мы хотим, что­бы масте­ра рас­чи­сти­ли сте­ны до того слоя, когда мона­стырь осно­вы­вал­ся и вос­со­зда­ли пер­во­на­чаль­ные лики».

Перед Госу­дар­ствен­ным коми­те­том по делам меж­на­ци­о­наль­ных отно­ше­ний рес­пуб­ли­ки Крым сей­час сто­ит зада­ча вся­че­ски спо­соб­ство­вать согла­сию меж­ду живу­щи­ми здесь наро­да­ми. Еже­год­но на полу­ост­ро­ве про­хо­дит око­ло 80 меро­при­я­тий с уча­сти­ем феде­раль­ных и реги­о­наль­ных наци­о­наль­но-куль­тур­ных объ­еди­не­ний. В рес­пуб­ли­ке про­жи­ва­ет око­ло 125 наци­о­наль­но­стей. «Реа­ли­за­ция госу­дар­ствен­ной наци­о­наль­ной поли­ти­ки в Кры­му постав­ле­на на высо­ком уровне, – уве­рен заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Госу­дар­ствен­но­го коми­те­та по делам меж­на­ци­о­наль­ных отно­ше­ний Рес­пуб­ли­ки Крым Шамир Хуб­ла­рян, – Есть пони­ма­ние меж­ду кон­фес­си­я­ми, этно­са­ми, наро­да­ми».

Во мно­гом избе­гать каких-либо про­ти­во­ре­чий помо­га­ют общи­ны. В 2015 году заре­ги­стри­ро­ва­лась Наци­о­наль­но-куль­тур­ная авто­но­мия мол­да­ван Рес­пуб­ли­ки Крым «Плай». С одной сто­ро­ны, она объ­еди­ня­ет всех мол­да­ван, живу­щих на крым­ском полу­ост­ро­ве, с дру­гой – помо­га­ет сво­им сооте­че­ствен­ни­кам устро­ить­ся на рабо­ту и выучить мол­дав­ский язык. После 2014 года мол­да­ван в Кры­му ста­ло в 4 раза боль­ше – чис­лен­ность вырос­ла с 3 до 12 тыс. человек. 

«Мы созда­ём этнос про­жи­ва­ния мол­да­ван в Кры­му, а так­же раз­ви­ва­ем здесь тра­ди­ции мол­дав­ско­го вино­де­лия», – рас­ска­зы­ва­ет пред­се­да­тель реги­о­наль­ной наци­о­наль­но-куль­тур­ной авто­но­мии РК “Плай” Сер­гей Ерхан. При под­держ­ки мест­ной вла­сти мол­дав­ская общи­на орга­ни­зу­ет Мэр­ци­щор – тра­ди­ци­он­ный празд­ник вес­ны. Кста­ти, имен­но эта орга­ни­за­ция уста­но­ви­ла в Свя­то-Бла­го­ве­щен­ском муж­ском мона­сты­ре дос­ку в память пра­вед­но­го крым­ско-мол­дав­ско­го воен­но­го братства.

Так­же на тер­ри­то­рии Сим­фе­ро­поль­ско­го город­ско­го окру­га дей­ству­ет отдель­ная наци­о­наль­но-куль­тур­ная авто­но­мия, кото­рая помо­га­ет мол­да­ва­нам устра­и­вать­ся в рес­пуб­ли­ке и мень­ше ску­чать по родине. «Мы рабо­та­ем, что­бы наши сооте­че­ствен­ни­ки все­гда чув­ство­ва­ли под­держ­ку и мог­ли быть в тра­ди­ции, кото­рая им с рож­де­ния близ­ка по духу, пере­да­вать её из поко­ле­ния в поко­ле­ние, так­же при­вно­сить и свой вклад в раз­ви­тие общи­ны», – гово­рит руко­во­ди­тель Сим­фе­ро­поль­ской город­ской наци­о­наль­но-куль­тур­ной авто­но­мии мол­да­ван Мак­сим Сорочинский.

Мол­дав­ские общи­ны рабо­та­ют не толь­ко со сво­и­ми сооте­че­ствен­ни­ка­ми, но так­же сотруд­ни­ча­ют с дру­ги­ми наци­о­наль­но­стя­ми Кры­ма: гре­ка­ми, нем­ца­ми, армя­на­ми, тата­ра­ми, бол­га­ра­ми. При­гла­ша­ют друг дру­га на меро­при­я­тия. Как резю­ми­ру­ет гла­ва авто­но­мии «Плай» Сер­гей Ерхан, отно­ше­ния сре­ди наро­дов здесь очень дру­же­ские: «Мы живем в друж­бе, и все­гда будем беречь суще­ству­ю­щее на тер­ри­то­рии Кры­ма вза­и­мо­по­ни­ма­ние и братство».

“Крым все­гда демон­стри­ро­вал луч­шие тра­ди­ции доб­ро­со­сед­ства. Вот и сего­дня мы, крым­ские бол­га­ры по при­гла­ше­нию ФНКАМ при­е­ха­ли раз­де­лить моле­бен по 300‑м воинам,отдавшим свои жиз­ни на Ман­гу­пе. Поезд­ка ока­за­лась крайне глу­бо­кой и позна­ва­тель­ной”, – заяви­ла Алла Аман, пред­се­да­тель Цен­тра Бол­гар­ской куль­ту­ры им. Ива­на Вазова.

Радуш­ную встре­чу мол­дав­ские общи­ны обес­пе­чи­ли сра­зу по при­бы­тию гостей поми­но­ве­ния защит­ни­ков пра­во­сла­вия в аэро­порт Сим­фе­ро­по­ля. Орга­ни­за­то­ры тор­же­ствен­но встре­ти­ли Пред­се­да­те­ля ФНКА Мол­да­ван Рос­сии Люд­ми­лу Кор­сун, заме­сти­те­ля пред­се­да­те­ля Сове­та Ассам­блеи наро­дов Рос­сии Андрея Худо­ле­е­ва и Руко­во­ди­те­ля Депар­та­мен­та по ком­му­ни­ка­ци­ям медиа-хол­дин­га «Реги­о­ны Рос­сии» Дмит­рия Кисе­ле­ва. При­ём полу­чил­ся по-крым­ски тёплым. 

Намест­ник Свя­то-Бла­го­ве­щен­ско­го муж­ско­го мона­сты­ря Сим­фе­ро­поль­ской и Крым­ской епар­хий игу­мен Иакинф

Мате­ри­а­лы: “Реги­о­ны России”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *