Про­то­и­е­рей Все­во­лод Чап­лин: Будем бдительны

Судь­ба уго­то­ви­ла Все­во­ло­ду Ана­то­лье­ви­чу быть пла­мен­ным мис­си­о­не­ром Пра­во­сла­вия. Еще с отро­че­ских лет, когда он выстав­лял на под­окон­ник мос­ков­ской квар­ти­ры отцов­ский радио­при­ем­ник, рас­па­хи­вал створ­ки и транс­ли­ро­вал «чужие голо­са» с про­по­ве­дя­ми пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков. В 13 лет с неболь­шим, когда школь­ни­ки гото­вят­ся в ком­со­мол, надел кре­стик. В ком­со­мол так и не всту­пил. Вот в жур­на­ле ЦК ВЛКСМ «Сель­ская моло­дежь» успеш­но сотруд­ни­чал, опуб­ли­ко­вал более деся­ти мате­ри­а­лов в выпус­ках 1990–1991 годов, 30 лет тому назад. Как-то так сло­жи­лось, что пуб­лич­ную мис­си­о­нер­скую дея­тель­ность начал в «Сель­ской моло­де­жи». И здесь же завер­шил­ся. Нака­нуне ухо­да из жиз­ни высту­пил с послед­ним обшир­ным интервью.

- Отец Все­во­лод! В тече­ние жиз­ни одно­го поко­ле­ния – мы насель­ни­ки уни­каль­но­го дома, СССР, его раз­ва­ли­ли! Обу­стра­и­ва­ем Рос­сию. Воз­ве­ли обо­рон­но надеж­ную кры­шу. Обес­пе­чи­ли про­до­воль­ствен­ный стол. А живем как-то зяб­ко. Кто щели-то заде­ла­ет, выме­тет сор?

О. Вс. Чап­лин. Царь и Сове­ты –моя кон­струк­ция. Царя не надо искать – он в Крем­ле. А что каса­ет­ся Сове­тов, людям пора само­ор­га­ни­зо­вы­вать­ся. Не через пар­тии, а через мест­ные инте­ре­сы, сво­их ста­рей­шин. Изби­ра­ют десят­ни­ков, потом сот­ни­ков и всё вос­хо­дит до Вер­хов­но­го Сове­та или Гос­со­ве­та, кото­рый ожи­да­е­мо ста­нет конституционным.

Мест­ное само­управ­ле­ние надо вовле­кать в вер­ти­каль вла­сти и для это­го зве­на менять зако­ны. Речь не о воль­ни­це, не о выкри­ках на пло­ща­дях. С пра­вом отзы­ва и обя­за­тель­но­го отче­та перед зем­ля­ка­ми. Глав­ное для этой струк­ту­ры –наве­де­ние поряд­ка на местах, замет­ное улуч­ше­ние жиз­ни. Бес­ко­неч­но наде­ять­ся на Моск­ву вряд ли стоит.

Хотя сей­час мы наблю­да­ем спе­цо­пе­ра­цию по смене вла­сти, её очи­ще­нию, обе­ща­на соци­аль­ная под­держ­ка мало­иму­щих. Хоро­шее пред­ло­же­ние о наци­о­на­ли­за­ции элит, об исклю­че­нии из власт­ных струк­тур людей с двой­ным гражданством.

Но нет встреч­ных обсуж­де­ний, не слыш­но голо­са наро­да. Важ­но, что­бы люди заго­во­ри­ли на мик­ро­уровне. Само­ор­га­ни­зо­ва­лись по при­хо­дам, по про­фес­си­о­наль­но­му при­зна­ку, в куль­ту­ро­ло­ги­че­ских сооб­ще­ствах. Тех­ни­че­ски это могут быть виде­об­ло­ги с мест. Медиа ресурс «Сель­ская моло­дежь» был бы весь­ма поле­зен, гене­ри­ро­вал жиз­нен­ные цели, пла­ны, моло­дой задор и опти­мизм, поли­ти­че­ские требования.

К сожа­ле­нию, на селе быст­ры­ми тем­па­ми идет рас­сло­е­ние. Для агро­ком­плек­са сего­дня потре­бен чело­век-функ­ция с узко про­филь­ны­ми навы­ка­ми. У чело­ве­ка-функ­ции не будет ни куль­ту­ры, ни хоро­ше­го обра­зо­ва­ния, ни раз­но­сто­рон­них устрем­ле­ний, ни тре­бо­ва­ний к работодателю.

В бло­ге­ры рвут­ся моск­ви­чи, питер­ские тусов­щи­ки, сре­ди них поки­нув­шие Рос­сию, а голо­са соб­ствен­но­го наро­да нет и уж тем более голо­са сель­ских жите­лей. А сей­час это тех­ни­че­ски воз­мож­но, прий­ти и запи­сать­ся, обна­ро­до­вать, дове­сти до мест­ных и выше­сто­я­щих структур.

- Воз­мож­на ли в насто­я­щее вре­мя сим­фо­ния двух вла­стей – духов­ной и свет­ской, как в поэ­ти­че­ских строч­ках Нико­лая Бесе­ди­на: «Соеди­нить две вла­сти: На хра­ме крест, На баш­нях – звез­ды, Две веко­веч­ные мечты».

Дей­стви­тель­но меч­та – более тре­бо­ва­тель­ный, кри­тич­ный голос иерар­хов и слу­жи­те­лей Церк­ви. Ведь это и спо­соб под­дер­жать руко­вод­ство стра­ны, в уско­ре­нии назрев­ших пере­мен, в спро­се с элит.

О. Вс. Чап­лин. В общем-то такие при­ме­ры есть. Юве­наль­ная юсти­ция, сбе­ре­же­ние семьи, борь­ба с абор­та­ми… Неред­ко сам слы­шал ука­за­ния вла­стей: Мы не тро­га­ем ваши кошель­ки, вы же не лез­те в наши дела, в мало­при­ят­ные темы.

Но для пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, слу­жи­те­ля Пат­ри­ар­хии нет отдель­но духов­ных и отдель­но свет­ских дел, их все каса­ет­ся. Самые гроз­ные пись­ма в самые гроз­ные инстан­ции ниче­го не зна­чат. Наша систе­ма уме­ет забал­ты­вать и замал­чи­вать. Надо, что­бы миряне и свя­щен­ни­ки не боя­лись на схо­дах воз­вы­шать кол­лек­тив­ный голос. Надо, что­бы свя­щен­ник откро­вен­но гово­рил на людях, с людь­ми. Сей­час все чаще наши слу­жи­те­ли дистан­ци­ру­ют­ся. Боят­ся мест­но­го ворья, вла­де­ю­ще­го свал­ка­ми, карье­ра­ми, делян­ка­ми. Боят­ся боль­ше, чем окри­ков сво­е­го началь­ства. Гово­рят с вла­стью, не с наро­дом. Со шкур­ной, сию­ми­нут­ной точ­ки зре­ния объ­яс­ни­мо. Надо же смот­реть на десять шагов впе­ред. Нехо­ро­шо, если в памя­ти на уровне при­хо­да, епар­хии оста­нет­ся отстра­нен­ная цер­ковь. Вли­я­ние людей будет воз­рас­тать, тако­во веле­ние вре­ме­ни. Батюш­ка дол­жен помочь при­хо­жа­нам, вдох­нов­лять их, тем более сей­час, когда на уровне при­хо­дов хоро­шие, под­го­тов­лен­ные служители.

В Крем­ле же до сих пор при­слу­ши­ва­ют­ся к Запа­ду, вни­ма­тель­нее, неже­ли к сво­е­му наро­ду, к РПЦ. Запад не готов к реаль­но­му кон­флик­ту с нами, этим надо поль­зо­вать­ся. Тамош­ние паци­фи­сты силь­нее воен­ных, пара­ли­зу­ют их волю, пара­ли­зу­ют волю пра­ви­те­лей. Мы в 41‑м не раз­ду­мы­ва­ли сда­вать­ся или не сда­вать­ся, что бы нам это не сто­и­ло. С Кры­мом не послу­ша­лись, получилось.

- После избра­ния на Пат­ри­ар­ший пре­стол Свет­лей­ший Кирилл пла­ни­ро­вал пооче­ред­но жить и слу­жить в Москве и Кие­ве. Не сло­жи­лось. «Пол­го­да пло­хая пого­да, пол­го­да совсем никуда»?

О. Вс. Чап­лин. Сей­час даже поезд­ка туда гро­зит про­во­ка­ци­я­ми, бло­ки­ров­ка­ми. Но, если мы гово­рим и стро­им Рус­ский мир, то надо посе­щать и Киев, и Львов, и Харь­ков, дру­гие реги­о­ны. Народ защи­тит, спло­тит­ся, демон­стри­руя соборность.

А мож­но ведь и шире посмот­реть. Жить и слу­жить треть года в Москве, затем в Кие­ве, Киши­не­ве, Мин­ске. Это же наша паства, наши бра­тья и сестры.

- А как быть с биб­лей­ско клас­си­че­ским: Вся­кая власть от Бога? И порой дает­ся нам, как испытание?

О. Вс. Чап­лин. На испы­та­ния по раз­но­му мож­но отве­чать. Если ты согла­ша­ешь­ся со злом – ста­но­вишь­ся частью зла. В исто­рии Пра­во­сла­вия нема­ло достой­ных при­ме­ров архи­ере­ев, юро­ди­вых, стар­цев… Судь­ба того же Мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Филип­па в его про­ти­во­сто­я­нии бес­че­стьям Гроз­но­го. В эти дни, как раз отда­ние ему памяти.-

- И в эти же дни про­ис­хо­дит фор­ми­ро­ва­ние наше­го ново­го правительства…

О. Вс. Чап­лин. Новый пре­мьер-министр чело­век с про­хож­де­ни­ем, не выскоч­ка, не из инку­ба­то­ра псев­до­ли­де­ров. Эко­но­ми­ку вос­при­ни­ма­ет не на уровне эфе­мер­ных пока­за­те­лей, а на уровне напол­не­ния и рачи­тель­но­го испол­не­ния бюд­же­та, укреп­ле­ния финан­со­вой дис­ци­пли­ны. Миха­ил Вла­ди­ми­ро­вич бла­го­тво­ри­тель, под­дер­жи­ва­ет стро­и­тель­ство храмов.

Но в бесе­дах с фрак­ци­я­ми Гос­ду­мы сде­лал заяв­ку о необ­хо­ди­мо­сти сбо­ра и объ­еди­не­ния дан­ных на каж­до­го из нас, и не толь­ко о всех, даже самых малых наших дохо­дах и рас­хо­дах, а вплоть до состо­я­ния здо­ро­вья, слу­жеб­ных и дру­гих пере­ме­ще­ний, что ста­нет систе­мой пси­хо­ло­ги­че­ско­го пора­бо­ще­ния масс. Если чело­век зна­ет, что о нем дос­ко­наль­но зна­ют, он ста­нет боять­ся, отбро­сит мысль не то что о сопро­тив­ле­нии – о малей­шем несогласии.

Или отказ от налич­но­сти. Обло­жить нало­гом каж­дый пучк укро­па. Вот тебе бабуш­ка и Юрьев день. Ни на мест­ный рынок, ни вспа­хать ого­род, ни внуч­ку на моро­же­ное… Не потре­бу­ет ли Запад досту­па к бан­ку дан­ных, все толь­ко начинается.

Р.S. Два с поло­ви­ной часа мы раз­го­ва­ри­ва­ли с отцом Все­во­ло­дом. Завер­ша­ю­щий вопрос и его ответ, в надеж­де на про­дол­же­ние, сов­мест­ное воплощение.

Отец Все­во­лод! Одна­жды Вы уви­де­ли буду­щее стра­ны в про­цве­та­ю­щей деревне. В двух­этаж­ной Рос­сии – это Ваш тер­мин. За сло­вом после­ду­ет дело?! Дело наро­да и его пас­ты­рей. И Вас, как инициатора!

О. Вс. Чап­лин. Без двух­этаж­ной Рос­сии, стра­на погиб­нет. В нево­ли люди не раз­мно­жа­ют­ся. Я хочу эту фра­зу зафик­си­ро­вать за собой, мно­гие потом её повто­ри­ли. Не может быть мно­го детей в клет­ке или вырас­тут потребителями.

Сель­ские про­сто­ры, это не толь­ко наш стол и чистая вода. Город­ской офис дол­жен уме­реть. Пора избав­лять­ся от урод­ли­вой при­выч­ки город­ских началь­ни­ков дер­жать людей под боком, стра­хо­вать себя – неуме­ху. 500 км от офи­са – не рас­сто­я­ние при совре­мен­ных тех­но­ло­ги­ях. Рас­се­ле­ние ску­чен­ных горо­дов – един­ствен­ный спо­соб духов­но­го обо­га­ще­ния людей, моло­де­жи. Нрав­ствен­ная рево­лю­ция или контр­ре­во­лю­ция. Совер­шен­но бескровная.

Еще раз повто­рюсь, все толь­ко начинается!

Алек­сей Шевелев

Про­дол­же­ние сле­ду­ет...

Видео под­го­тов­ле­но редак­ци­ей “Казак-ТВ”:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *