“Каза­чья азбу­ка” пишет­ся шаш­кой

0 0

Каза­че­ство – тра­ди­ци­он­ная и кон­сер­ва­тив­ная сре­да. Одна­ко, ее пред­став­ля­ют живые люди, и вре­мя от вре­ме­ни их взгля­ды порож­да­ют нечто новое, непо­нят­ное на пер­вый взгляд. Напри­мер, на Став­ро­по­лье при­ду­ма­ли “каза­чью азбу­ку”, в кото­рой опре­де­лен­ные дви­же­ния шаш­кой озна­ча­ют бук­вы алфа­ви­та. Ната­лья Гре­бень­ко­ва встре­ти­лась с авто­ром и попы­та­лась понять, как и зачем это дела­ет­ся. 

Потом­ствен­ный тер­ский казак Алек­сандр Печ­ни­ков родил­ся и вырос в ста­ни­це Ищер­ской Чечен­ской Рес­пуб­ли­ки, в семье, сохра­нив­шей тра­ди­ции тер­цев-ста­ро­об­ряд­цев. В послед­ние годы про­жи­ва­ет в Став­ро­по­ле. Три года был ата­ма­ном реест­ро­во­го город­ско­го обще­ства кра­е­во­го цен­тра. За это вре­мя в Став­ро­по­ле откры­лось 14 каза­чьих кадет­ских клас­сов в пяти шко­лах горо­да, а каза­ки и казач­ки общи­ны устра­и­ва­ли забав­ные празд­ни­ки для его жите­лей: мас­ле­ни­цу, народ­ные гуля­ния, тра­ди­ци­он­ные игры.

Алек­сандр увле­ка­ет­ся миро­вой исто­ри­ей денег от нату­раль­но­го обме­на до крип­то­ва­лют, музы­кой и каза­чьим фольк­ло­ром: в семье Печ­ни­ко­вых зна­ют и поют мно­го песен, игра­ют на раз­ных инстру­мен­тах. У него есть жена и трое детей. И он при­ду­мал “каза­чью азбу­ку” с помо­щью холод­но­го ору­жия — шаш­ки. Что­бы разо­брать­ся, нужен корот­кий экс­курс в про­шлое.

Шаш­ка может и соеди­нять

Вспом­ни­те, вы навер­ня­ка виде­ли каза­ков на мас­со­вых празд­ни­ках — муж­чин, детей, и даже жен­щин, вра­ща­ю­щих шаш­ка­ми. Это дей­ство, как и руб­ка пла­сти­ко­вых буты­лок с водой, уже неотъ­ем­ле­мая часть обра­за совре­мен­но­го каза­че­ства. А меж­ду тем, это ста­ло мод­ным увле­че­ни­ем отно­си­тель­но недав­но – с 2000‑х годов.

Каза­ки 90‑х чаще соби­ра­лись на пло­ща­дях, про­во­ди­ли постро­е­ния, мар­ши­ро­ва­ли, и все это было свя­за­но с неким посла­ни­ем госу­дар­ству о жела­нии воз­ро­дить доре­во­лю­ци­он­ный инсти­тут слу­жи­во­го сосло­вия. Одна­ко, госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка не смог­ла его эффек­тив­но вос­со­здать в совре­мен­ных усло­ви­ях, и в каза­чьем дви­же­нии Рос­сии насту­пи­ла реак­ция: колос­саль­но воз­рос инте­рес к народ­но­му быто­ва­нию.

Отдель­ные каза­ки и целые сооб­ще­ства нача­ли заяв­лять о сво­ей “при­род­но­сти” и дистан­ци­ро­вать­ся от офи­ци­аль­но “раз­ре­шен­ных” реест­ру заня­тий в виде улич­ных пат­ру­лей и раз­мы­той, так и не состо­яв­шей­ся на прак­ти­ке “госу­дар­ствен­ной служ­бы каза­че­ства”.

Инте­рес к этни­ке, атри­бу­там мно­го­ве­ко­вой каза­чьей жиз­ни, под­нял мас­со­вое увле­че­ние тра­ди­ци­он­ным ору­жи­ем – шаш­кой. Сей­час шаш­ка, разу­ме­ет­ся, непри­ме­ни­ма в той же мере, как хотя бы сто­ле­тие назад. Одна­ко народ­ная ини­ци­а­ти­ва сни­зу, как ручей, про­ло­жи­ла доро­гу ново­му фор­ма­ту и при­ве­ла к сосре­до­то­чен­но­сти на мак­си­маль­ном сохра­не­нии тра­ди­ции и ее адап­та­ции к нашей жиз­ни. Но все это про­ис­хо­ди­ло сти­хий­но, чему в нема­лой сте­пе­ни спо­соб­ство­ва­ли интер­нет фору­мы, youtube.

казачья азбука

К при­ме­ру, одним из самых успеш­ных начи­на­ний, заво­е­вав­ших пра­во на соб­ствен­ный взгляд, ста­ла Феде­ра­ция руб­ки шаш­кой “Казар­ла”. Она при­об­ре­ла все­рос­сий­ский мас­штаб, про­во­дит по всей стране этни­че­ские игры и сорев­но­ва­ния, раз­ра­бо­та­ла пра­ви­ла, сфор­ми­ро­ва­ла экс­перт­ный состав и судей­ство, име­ет тыся­чи сто­рон­ни­ков и после­до­ва­те­лей. Сла­га­е­мые ее успе­ха – зре­лищ­ность, кра­со­та, а глав­ное прин­цип, что руб­ка – для всех, неза­ви­си­мо от того, в реест­ре ты или нет. Так, в одном обще­ствен­ном дви­же­нии, постро­ен­ном на этни­че­ской общ­но­сти и люб­ви к каза­чьей шаш­ке, было лег­ко све­де­но к нулю искус­ствен­ное раз­де­ле­ние каза­ков на “пра­виль­ных” и “непра­виль­ных”.

Танец с клин­ком

В обла­сти флан­ки­ров­ки тако­го ярко­го при­ме­ра при­ве­сти нель­зя. Она все еще оста­ет­ся сво­бод­ной нишей, где каж­дый дела­ет что хочет. Сто­ит ска­зать, что как тако­вой “флан­ки­ров­ки” вооб­ще-то исто­ри­че­ски не суще­ство­ва­ло. С дет­ства каза­чо­нок рос в ста­ни­це и учил­ся управ­лять­ся с холод­ным ору­жи­ем, так же, как и с конем – от отца и деда. Детей сыз­маль­ства учи­ли дер­жать шаш­ку, так ска­зать, “ста­ви­ли руку”. Никто тогда это­му не при­да­вал спе­ци­аль­но­го зна­че­ния, не вел заня­тий. Тен­ден­ция все упо­ря­до­чить и систе­ма­ти­зи­ро­вать появи­лась отто­го, что мно­гое забы­то, а навы­ки утра­че­ны. Кто готов ска­зать: было вот так и не ина­че?

На каза­чьих фору­мах мож­но най­ти мно­го сто­рон­ни­ков и про­тив­ни­ков флан­ки­ров­ки, но крат­ко суть сво­дит­ся к тому, что это про­сто такой кра­си­вый танец с ору­жи­ем, зре­лищ­ный “ново­дел”, мало при­год­ный для раз­ви­тия соб­ствен­но навы­ков боя, и даже вре­дя­щий им!

Меж­ду тем, попу­ляр­ность флан­ки­ров­ки рас­тет, и мно­гие счи­та­ют ее отлич­ным спо­со­бом при­вле­че­ния обще­ствен­но­го вни­ма­ния к каза­чьей исто­рии и куль­ту­ре.

Алек­сандр Печ­ни­ков тоже счи­та­ет это глав­ным плю­сом. Инте­ре­со­вать­ся флан­ки­ров­кой он начал в годы пика ее попу­ляр­но­сти в сети, куда толь­ко лени­вый не выкла­ды­вал роли­ки со сво­им мастер­ством.

— В 2008 году в Став­ро­поль­ском город­ском каза­чьем обще­стве появил­ся кол­лек­тив “Степ­ня­ки”, — вспо­ми­на­ет Печ­ни­ков. — Он не был ори­ен­ти­ро­ван на фольк­лор, пес­ни и тан­цы. Идея была в осво­е­нии тон­ко­стей вла­де­ния шаш­кой. Собрал нас, 7–8 моло­дых ребят, казак Андрей Тыль­чак, он пер­вым начал инте­ре­со­вать­ся и “зара­зил” осталь­ных. Мы горе­ли жела­ни­ем глу­бо­ко познать тех­ни­ку вла­де­ния тра­ди­ци­он­ным каза­чьим ору­жи­ем. Как это про­ис­хо­дит у люби­те­лей япон­ской ката­ны, напри­мер. Стре­ми­лись дой­ти до неко­е­го уров­ня мастер­ства.

Кто в лес, кто по дро­ва

Но как опре­де­лить этот уро­вень никто из “степ­ня­ков” тол­ком не пред­став­лял. Зани­ма­лись как в клу­бе по инте­ре­сам, иска­ли любую инфор­ма­цию в интер­не­те и исто­ри­че­ской лите­ра­ту­ре. Под­смат­ри­ва­ли эле­мен­ты в филь­мах, теле­се­ри­а­ле “Баязет” (снят по рома­ну Вален­ти­на Пику­ля о пери­о­де Рус­ско-турец­кой вой­ны 1877—1878 гг., вышел на экра­ны в 2003 году), в хорео­гра­фии каза­чьих ансам­блей. В какой-то момент нача­ли ездить с выступ­ле­ни­я­ми по став­ро­поль­ским ста­ни­цам, реги­о­ну Кав­каз­ских мине­раль­ных вод, в Став­ро­по­ле пока­зы­ва­ли удаль на празд­нич­ных про­грам­мах в Дни горо­да. Гото­ви­ли под это дело автор­ские выступ­ле­ния.

Тогда все толь­ко начи­на­лось, так ска­зать, “вхо­ди­ло в моду”. При­чем, в крае таких кол­лек­ти­вов как наш мы не встре­ча­ли, и чув­ство­ва­ли себя пер­во­про­ход­ца­ми, нова­то­ра­ми. Хоте­ли даже при­влечь рекон­струк­то­ров и сде­лать какие-нибудь круп­ные бата­лии, — сме­ет­ся Алек­сандр.

Потом Печ­ни­ко­ва избра­ли ата­ма­ном. Созда­ва­лись каза­чьи кадет­ские клас­сы, пре­по­да­ва­те­ля­ми туда шли рабо­тать актив­ные моло­дые каза­ки. Они про­хо­ди­ли про­фес­си­о­наль­ную педа­го­ги­че­скую пере­под­го­тов­ку для того, что­бы иметь пра­во рабо­тать в шко­ле, писа­ли автор­ские про­грам­мы для так назы­ва­е­мо­го “каза­чье­го ком­по­нен­та” в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се – допол­ни­тель­ных факуль­та­ти­вов для жела­ю­щих детей. Не было ника­кой поваль­ной при­ну­ди­лов­ки. Печ­ни­ков тоже вел заня­тия, как раз по флан­ки­ров­ке. И столк­нул­ся с тем, что для мно­гих эле­мен­тов отсут­ству­ют назва­ния. Самым рас­про­стра­нен­ным сло­веч­ком из каза­чье­го сег­мен­та интер­не­та, озна­ча­ю­щим один из эле­мен­тов, было “черт”. В осталь­ном опять – кто в лес, кто по дро­ва, чего толь­ко нет! И как объ­яс­нять детям? “Степ­ня­ки” при­ду­мы­ва­ли свои вари­ан­ты назва­ний, и сами же стес­ня­лись их. Все они полу­ча­лись какие-то коря­вые, без логи­ки.

казачья азбука

Осе­ни­ло в ого­ро­де

Казак при­ду­мы­вал раз­ные упраж­не­ния, что­бы луч­ше чув­ство­вать шаш­ку, а одна­жды про­сто при­вя­зал к кон­цу клин­ка руч­ку и начал писать бук­вы. Толь­ко лишь для того, что­бы отто­чить навык управ­ле­ние всей дли­ной ору­жия.

Вешал на дверь сарая бума­гу и писал. Выво­дил бук­вы на зем­ле кон­цом шаш­ки. И вдруг при­шла мысль: давать назва­ния эле­мен­там по бук­вам и выпол­нять упраж­не­ния, кото­рые состав­ля­ют сло­ва. Это про­изо­шло при­мер­но в 2015 году, — вспо­ми­на­ет Печ­ни­ков.

Тогда же он решил: надо начи­нать дело с молит­вы. Полу­чи­лось толь­ко два сло­ва “Отче” и “наш”, эле­мен­тов не хва­ти­ло, хоть и вышло глад­ко, кра­си­во, с плав­ны­ми пере­хо­да­ми. Но Печ­ни­ков понял, что алфа­вит не собран. В поис­ках новых дви­же­ний шаш­кой мони­то­рил интер­нет, смот­рел обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы сосе­дей-кубан­цев, но не нахо­дил ниче­го ново­го.

Все­го нуж­но было 33 эле­мен­та, а реаль­но суще­ство­ва­ло око­ло 15, кото­рые вклю­ча­ли все базо­вые – вра­ще­ния, вось­мер­ки, пере­хва­ты и брос­ки. Думал доба­вить брос­ков, но тогда уве­ли­чи­ва­лась слож­ность, и выпол­не­ние ста­ло бы менее доступ­но чело­ве­ку без навы­ков.

казачья азбука

Как-то раз тре­ни­ро­ва­лись в ого­ро­де со стар­шим сыном, и появи­лась идея: мож­но назвать по-раз­но­му один и тот же эле­мент в трех раз­ных плос­ко­стях — спра­ва, сле­ва и спе­ре­ди. Хва­ти­ло на рус­ский алфа­вит, и еще остал­ся запас. Теперь Алек­сандр хочет собрать цер­ков­но­сла­вян­ский алфа­вит, в кото­ром 42 бук­вы.

Бла­го­сло­ви­ли псал­мы

Но казак пони­ма­ет, что на любое дей­ствие, каса­ю­щи­е­ся веры, нуж­но цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние.

В сущ­но­сти бук­ва есть бук­ва, хоть шари­ко­вой руч­кой на бума­ге напи­са­на, хоть шаш­кой в воз­ду­хе, — рас­суж­да­ет Печ­ни­ков. — И напи­сать мож­но все, что угод­но, но луч­ше ведь молит­ву. Как нач­нешь, так и пой­дет даль­ше. В нашей семье мы ста­ра­ем­ся это при­ви­вать детям, и я поду­мал: если заня­тия с шаш­кой помо­гут в вос­пи­та­нии – будет толь­ко луч­ше.

Когда Печ­ни­ков быва­ет в Москве, он ста­ра­ет­ся обя­за­тель­но зай­ти на ста­ро­об­ряд­че­скую Рогож­скую сло­бо­ду. Сам Алек­сандр – ста­ро­об­ря­дец, но он вме­сте с семьей посе­ща­ет пра­во­слав­ные служ­бы, когда побли­зо­сти нет ста­ро­об­ряд­че­ско­го хра­ма.

Свя­щен­ник на Рогож­ской сло­бо­де выслу­шал каза­ка и раз­ре­ше­ние тво­рить молит­ву шаш­кой не дал. Но бла­го­сло­вил делать псал­мы.

Пока­за­лось, что с помо­щью клин­ка мож­но пере­дать инфор­ма­цию, как в азбу­ке Мор­зе. Но Алек­сандр объ­яс­нил несколь­ко ина­че:

Боль­ше похо­же на сиг­наль­ную систе­му воен­но-мор­ско­го фло­та с помо­щью фла­гов. Или на прин­цип сим­во­лов в язы­ке глу­хо­не­мых людей. Но ты пой­ми, когда я делаю по бук­вам шаш­кой пса­лом, это инте­рес­ное ощу­ще­ние. Про­ис­хо­дит как бы молит­ва всем телом, такая сверх­кон­цен­тра­ция. Вооб­ще каза­ки, кото­рые зани­ма­ют­ся флан­ки­ров­кой, нико­гда не соеди­ня­ют меж­ду собой неудоб­ные эле­мен­ты, там на пер­вом месте кра­со­та дви­же­ний, плав­ность. А тут в сло­ве может про­изой­ти неудоб­ное соеди­не­ние. И ты ищешь воз­мож­но­сти сво­е­го тела, как сде­лать это глад­ко и связ­но.

казачья азбука

Поль­за – в про­сто­те

И все-таки, что полез­но­го в “каза­чьей азбу­ке” и во флан­ки­ров­ке шаш­кой в целом по мне­нию Алек­сандра? Печ­ни­ков гово­рит о поль­зе в обще­фи­зи­че­ском смыс­ле: заня­тия с клин­ком укреп­ля­ют свя­зоч­ный аппа­рат, мыш­цы, раз­ви­ва­ют про­стран­ствен­ное мыш­ле­ние. Судит он по сво­им лич­ным ощу­ще­ни­ям, а в пла­нах хотел бы полу­чить заклю­че­ние спе­ци­а­ли­стов — физио­те­ра­пев­тов, инструк­то­ров по ЛФК.

Выде­ля­ет казак и поль­зу интел­лек­ту­аль­ную: напри­мер, шаш­кой мож­но писать сло­вар­ные сло­ва. Это уже прак­ти­ку­ет млад­ший сын Печ­ни­ко­вых, школь­ник Архип. Автор азбу­ки рас­суж­да­ет:

Я слу­шаю лек­ции извест­но­го пси­хо­линг­ви­ста Татья­ны Чер­ни­гов­ской о моз­ге, и думаю, что заня­тия шаш­кой так­же могут сти­му­ли­ро­вать уве­ли­че­ние ней­рон­ных свя­зей. Опять же, кине­ти­че­ская память. Это неожи­дан­ное при­ме­не­ние “каза­чьей азбу­ки” — соче­та­ние физи­че­ской актив­но­сти и рус­ско­го язы­ка. А мно­го есть при­ме­ров обу­че­ния язы­кам с помо­щью дви­га­тель­но­го интер­ак­ти­ва?

В сво­ей азбу­ке, как и в целом во флан­ки­ров­ке, Алек­сандр видит поль­зу в закреп­ле­нии за шаш­кой еще одной из неожи­дан­ных обла­стей, где она может быть полез­на в совре­мен­ной жиз­ни. Он поэто­му так и назвал алфа­вит – “каза­чья азбу­ка”, а не “флан­ки­ро­воч­ная гим­на­сти­ка”.

И если все-таки испол­не­ние псал­мов будет поня­то пра­во­слав­ной цер­ко­вью, при­жи­вет­ся, то, по мне­нию авто­ра, послу­жит и укреп­ле­нию хри­сти­ан­ства.

Одна­ко, Алек­сандр не заяв­ля­ет о неко­ей мис­сии сво­ей идеи, ибо пре­крас­но пони­ма­ет: его задум­ка может пока­зать­ся стран­ной даже для людей из каза­чье­го мира, не гово­ря уже о совсем дале­ких от темы. Он не хотел бы, что­бы к его идее искус­ствен­но при­ши­ва­лись смыс­лы, кото­рых он изна­чаль­но не вкла­ды­вал. Для “каза­чьей азбу­ки” не нуж­ны ни заум­ные трак­тов­ки, ни спе­ци­аль­ное сна­ря­же­ние. Вышел в ого­род — осо­знан­но поза­ни­мал­ся с молит­вой, укре­пил здо­ро­вье, выучил сло­вар­ные сло­ва или сти­хи Пуш­ки­на. И в этой про­сто­те еще один боль­шой плюс.

казачья азбука

Фото – из лич­но­го архи­ва Алек­сандра Печ­ни­ко­ва, а так­же из архи­ва Став­ро­поль­ско­го город­ско­го каза­чье­го обще­ства.

Ната­лья Гре­бень­ко­ва

Источ­ник

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *