15 декаб­ря 1448 года Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь ста­ла самостоятельной

По пред­ло­же­нию мос­ков­ско­го кня­зя Васи­лия Вто­ро­го Тём­но­го (1415–1462) пер­вым рус­ским мит­ро­по­ли­том выбран­ным сами­ми рус­ски­ми был епи­скоп Рязан­ский и Муром­ский Иона.
Про­изо­шло это на собо­ре в Москве 15 декаб­ря 1448 года, Иона был избран мит­ро­по­ли­том Киев­ским и всея Руси и Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь ста­ла самостоятельной.
Поче­му это произошло?
Со вре­ме­ни при­ня­тия хри­сти­ан­ства в Кие­ве, в 988 году почти пять сто­ле­тий имен­но гре­ки назна­ча­ли нам глав­но­го свя­щен­ни­ка, кото­рый назы­вал­ся — “мит­ро­по­лит русский”.
При­чём все мит­ро­по­ли­ты за исклю­че­ни­ем Илла­ри­о­на, авто­ра «Сло­ва о Законе и бла­го­да­ти» в 1051 году и Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча в 1147 году, были греками.
Гре­ки без­раз­дель­но пра­ви­ли рус­ской духов­ной жиз­нью, а в рус­ских хра­мах поми­нал­ся визан­тий­ский император.
Одна­ко Русь поли­ти­че­ски нико­гда не была зави­си­ма от Византии.
Для выхо­да из под­чи­не­ния Царь­гра­ду у Моск­вы име­лось две вес­ких причины:
1. Уния Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви с рим­ским папой на Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ском собо­ре 1438–1439 годов. Гре­ки учив­шие рус­ских, что като­ли­ки это ере­ти­ки при­зна­ли власть рим­ско­го папы в надеж­де, что он защи­тит их от турок.
2. В 1453 году Царь­град пал, послед­ний визан­тий­ский импе­ра­тор погиб в бою, а гре­че­ский пат­ри­арх стал пол­но­стью зави­сим от осман­ско­го сул­та­на. Рос­сия, а имен­но так гре­ки назы­ва­ли Русь ста­ла един­ствен­ной неза­ви­си­мой пра­во­слав­ной стра­ной в мире. Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх пре­вра­тил­ся в залож­ни­ка султана.
Мит­ро­по­лит назна­ча­е­мый гре­че­ским пат­ри­ар­хом пусть даже и отка­зав­шим­ся от унии с папой был уже не при­ем­лем для Моск­вы — это рав­но, то же, что если бы сам сул­тан назна­чал нам глав­но­го священника.
Перед паде­ни­ем Кон­стан­ти­но­по­ля, в 1441 году моск­ви­чи про­гна­ли при­слан­но­го гре­ка­ми уни­ат­ско­го мит­ро­по­ли­та Игна­тия – пап­ско­го лега­та назна­чен­но­го кар­ди­на­лом Лит­вы, Ливо­нии, Руси и Ляхии. И попро­си­ла утвер­дить Иону. Царь­град отказал.
Васи­лий вопро­шал пат­ри­ар­ха: «Не вемы же убо, за какое дело наше­го про­ше­ниа не при­я­ли… того нам епи­ско­па Иону на мит­ро­по­лию не поставили…».
Семь лет Москва жда­ла объ­яс­не­ний из Царь­гра­да – не дождалась.
В Царь­град было отправ­ле­но посла­ние, в кото­ром гово­ри­лось: «но не вемы, аще уже есть… свя­тей­ший Пат­ри­арх, или несть…».
Отве­та не последовало.
В Москве не зна­ли сохра­ня­ет ли Кон­стан­ти­но­поль унию или нет. В ито­ге реши­ли сами выбрать себе цер­ков­но­го началь­ни­ка и выбрали.
Тут помог поль­ско-литов­ский король Кази­мир Чет­вёр­тый Яге­лон­чик (1427 — 1492), он при­знал Иону мит­ро­по­ли­том всея Руси, что озна­ча­ло вре­мен­ное вос­ста­нов­ле­ние духов­но­го един­ства Мало­рос­сии нахо­див­шей­ся под Кази­ми­ром, и Вели­ко­рос­сии управ­ля­е­мой Василием.
Кази­мир даже уров­нял в пра­вах пра­во­слав­ное духо­вен­ство и рус­ский народ с католиками!
Так про­дол­жа­лось до 1458 года, пока в Виль­но из Вати­ка­на не при­сла­ли уни­а­та мит­ро­по­ли­та Гри­го­рия Болгарина.
Папа Пий Вто­рой при­ка­зал Кази­ми­ру изгнать Иону и король не осме­лил­ся про­ти­вит­ся Ватикану.
Но когда Мос­ков­ский Собор 1459 года пре­дал про­кля­тию Фло­рен­тий­скую унию и Гри­го­рия Бол­га­ри­на, все литов­ско-рус­ские кня­зья и боль­шин­ство литов­ских епи­ско­пов отка­за­лись при­знать послед­не­го сво­им мит­ро­по­ли­том и Бол­га­рин был вынуж­ден отка­зать­ся от унии.
Одна­ко литов­ские епи­ско­пы при­зна­ва­ли власть кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха так же нахо­див­ше­го­ся в унии с папой.
До захва­та Царь­гра­да тур­ка­ми в 1453 году мос­ков­ские попы тоже всё ещё счи­та­ли себя в лоне Кон­стан­ти­но­поль­ско­го патриархата.
Сам Иона писал гре­кам: “… а ока­ян­на­го Иси­до­ра изгна­ша…, …по изна­чаль­ству хочем и тре­бу­ем благословения…”.
В 1451 году князь Васи­лий в пись­ме тре­бу­ют бла­го­сло­ве­ния Ионы от импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на 11-го Дра­го­ша. При этом, ни визан­тий­ский пат­ри­арх, ни импе­ра­тор от унии не отка­зы­ва­лись. То ли рус­ские не пове­ри­ли, что гре­ки лег­ли под папу, то ли, поду­мав реши­ли — «ну и пусть», но Москва точ­но хоте­ла сохра­нить с ними един­ство и жела­ла лишь того, что бы мит­ро­по­лит выби­рал­ся ею само­сто­я­тель­но, а не спус­кал­ся сверху.
В ито­ге Иону гре­ки не при­зна­ли мит­ро­по­ли­том Киев­ским и всей Руси, он так и умер в 1461 году сепаратистом.
После паде­ния Царь­гра­да уния гре­кам ста­ла не нуж­на, и они не сра­зу, но таки пока­я­лись, одна­ко авто­ри­тет свой на севе­ре поте­ря­ли уже навсегда.
В 1467 году гре­ки отлу­чи­ли Мос­ков­ско-Киев­скую мит­ро­по­лию от сво­ей церк­ви. В ответ и мос­ков­ские попы запре­ти­ли цер­ков­ное обще­ние с Кон­стан­ти­но­по­лем и с запад­ной частью киев­ской мит­ро­по­лии про­дол­жав­шей под­чи­нять­ся про пап­ско­му пат­ри­ар­ху кон­тро­ли­ру­е­мо­му турками.
В 1477 году в Виль­но в пику Киев­ско­му мит­ро­по­ли­ту жив­ше­му в Москве (ибо Киев был к тому вре­ме­ни разо­рён и пред­став­лял из себя неболь­шое селе­ние) Кази­мир Яге­лон­чик, доби­ва­ет­ся от гре­ков утвер­жде­ния само­сто­я­тель­ной мит­ро­по­лии, кото­рой под­чи­ня­ют­ся все епар­хии Запад­ной Руси.
Теперь в Лит­ву мит­ро­по­лит не при­сы­лал­ся из Царь­гра­да, а лишь утвер­ждал­ся им. Это то чего доби­ва­лась, но не полу­чи­ла Москва.
Через 17 лет по рус­ско-литов­ско­му мир­но­му дого­во­ру Москва при­зна­ла само­сто­я­тель­ность вилен­ских митрополитов.
В 1484 году в Кон­стан­ти­но­по­ле состо­ял­ся цер­ков­ный собор с уча­сти­ем пред­ста­ви­те­лей всех восточ­ных пат­ри­ар­хов, на кото­ром уния с Вати­ка­ном была осуж­де­на. Для это­го пона­до­би­лось 45 лет.
Кон­стан­ти­но­поль­ская пат­ри­ар­хия нако­нец то изба­ви­лась от като­ли­ков, но дела у гре­ков шли пло­хо, хри­сти­ан­ское насе­ле­ние при­тес­ня­лось тур­ка­ми, дохо­ды пада­ли, цер­ковь беднела.
Москва напро­тив бога­те­ла и шири­лась. Она изба­ви­лась в 1480 году от ордын­цев после сто­я­ния на Угре, под­чи­ни­ла Тверь и Новгород.
В 1498 году было вос­ста­нов­ле­но её цер­ков­ное обще­ние с Афо­ном и Москва ста­но­вить­ся одним из глав­ных спон­со­ров гре­че­ской церк­ви. День­ги и рас­ту­щая мощь Руси сде­ла­ли своё дело.
В 1589 году состо­я­лось про­воз­гла­ше­ние Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ше­ства. Вско­ре когда Москва при­со­еди­ни­ла к себе Казань, Аст­ра­хань и Сибир­ское хан­ство, раз­гро­ми­ла крым­ча­ков при Моло­дях — два под­ряд Кон­стан­ти­но­поль­ских собо­ра 1590 и 1593 годов при­зна­ли Мос­ков­скую патриархию.
Так Киев­ская мит­ро­по­лия пре­вра­ти­лась в Мос­ков­ский пат­ри­ар­хат и роди­лась само­сто­я­тель­ная Рус­ская Пра­во­слав­ная Церковь.
Инте­рес­но, что коро­ле­ва Поль­ши дочь мос­ков­ско­го царя Ива­на Тре­тье­го Елена(1476 — 1513), жена Алек­сандра Кази­ми­ро­ви­ча Яге­лон­чи­ка не была коро­но­ва­на по при­чине того, что отка­за­лась перей­ти в като­ли­цизм, то есть оста­лась до кон­ца русской.
А Васи­лий Тём­ный, кста­ти, по сути и отде­лив­ший рус­скую цер­ковь от гре­че­ской был вну­ком литов­ско­го кня­зя Вито­вта раз­дви­нув­ше­го гра­ни­цы Лит­вы до Тулы и Крыма.
По это­му когда Москва выку­пи­ла Киев у поля­ков Киев­ская мит­ро­по­лия как мат­рёш­ка вошла в тело боль­шей Мос­ков­ской пат­ри­ар­хии и рус­ская цер­ковь вос­со­еди­ни­лась на более чем 300 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *