Пози­ция Пра­во­за­щит­но­го цен­тра ВРНС по ново­му вари­ан­ту «Стра­те­гии про­ти­во­дей­ствия экс­тре­миз­му в Рос­сий­ской Феде­ра­ции до 2025 года»

29 мая 2020 года пре­зи­дент Рос­сии под­пи­сал новую редак­цию «Стра­те­гии про­ти­во­дей­ствия экс­тре­миз­му в Рос­сий­ской Феде­ра­ции до 2025 года». Этот доку­мент отра­жа­ет весь спектр деструк­тив­ных обра­зо­ва­ний экс­тре­мист­ской направ­лен­но­сти, в нем осве­ще­ны даже узкие темы и обо­зна­че­ны новые акту­аль­ные про­бле­мы.

Важ­но отме­тить, что ком­плекс мер по обще­му укреп­ле­нию суве­ре­ни­те­та стра­ны и предот­вра­ще­нию «оран­же­вых рево­лю­ций» пере­кли­ка­ет­ся с рядом попра­вок в кон­сти­ту­цию. Оче­вид­но, что отныне участ­ни­ки и орга­ни­за­то­ры «май­да­нов» будут нести ответ­ствен­ность имен­но за экс­тре­мизм, а не про­сто за хули­ган­ство, непод­чи­не­ние тре­бо­ва­ни­ям сотруд­ни­ков поли­ции или мас­со­вые бес­по­ряд­ки. А это авто­ма­ти­че­ски ведет к попа­да­нию в спи­сок Росфин­мо­ни­то­рин­га и бло­ки­ров­ке сче­тов.

Так­же сто­ит обра­тить вни­ма­ние на сле­ду­ю­щие раз­де­лы.

«20. Основ­ны­ми фак­то­ра­ми, ока­зы­ва­ю­щи­ми нега­тив­ное вли­я­ние на состо­я­ние наци­о­наль­но­го рын­ка тру­да, меж­на­ци­о­наль­ные отно­ше­ния в обще­стве, а так­же порож­да­ю­щи­ми экс­тре­мист­ские про­яв­ле­ния, явля­ют­ся некон­тро­ли­ру­е­мая (в том чис­ле неза­кон­ная) мигра­ция и недо­ста­точ­но регу­ли­ру­е­мые на реги­о­наль­ном и муни­ци­паль­ном уров­нях мигра­ци­он­ные про­цес­сы, зача­стую нару­ша­ю­щие сло­жив­ший­ся в отдель­ных реги­о­нах и муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ни­ях этно­кон­фес­си­о­наль­ный баланс насе­ле­ния».
Здесь клю­че­вым момен­том видит­ся при­зна­ние того фак­та, что изме­не­ние этно­кон­фес­си­о­наль­но­го балан­са само по себе спо­соб­но спро­во­ци­ро­вать экс­тре­мизм. Это очень важ­но пони­мать чинов­ни­кам и рабо­то­да­те­лям, кото­рые и будут нести ответ­ствен­ность за нега­тив­ные послед­ствия нера­зум­но­го исполь­зо­ва­ния тру­да мигран­тов и внут­рен­них пере­се­лен­цев. Это пере­кли­ка­ет­ся и с пози­ци­ей ВРНС по дан­но­му вопро­су.

«21. Лиде­ры экс­тре­мист­ских орга­ни­за­ций в сво­ей дея­тель­но­сти ори­ен­ти­ру­ют­ся пре­иму­ще­ствен­но на моло­дежь, при этом повы­шен­ное вни­ма­ние они про­яв­ля­ют к отли­ча­ю­щим­ся высо­кой сте­пе­нью орга­ни­зо­ван­но­сти нефор­маль­ным объ­еди­не­ни­ям наци­о­на­ли­стов, орга­ни­за­ци­ям фут­боль­ных болель­щи­ков, актив­но вовле­кая их чле­нов в свои ряды, про­во­ци­руя на совер­ше­ние пре­ступ­ле­ний экс­тре­мист­ской направ­лен­но­сти, в том чис­ле в ходе про­ве­де­ния спор­тив­ных и куль­тур­ных меро­при­я­тий». Здесь впер­вые затра­ги­ва­ет­ся весь­ма акту­аль­ный вопрос вер­бов­ки через спор­тив­ные сек­ции. Вопре­ки усто­яв­ше­му­ся сте­рео­ти­пу, спорт сам по себе никак не вли­я­ет на умень­ше­ние экс­тре­миз­ма в моло­деж­ной сре­де, зато при отсут­ствии над­ле­жа­ще­го кон­тро­ля имен­но спор­тив­ные сек­ции и шко­лы ста­но­вят­ся цен­тра­ми вер­бов­ки тер­ро­ри­стов и экс­тре­ми­стов, о чем нагляд­но сви­де­тель­ству­ют десят­ки извест­ных рос­сий­ских спортс­ме­нов, попол­нив­ших ряды бое­ви­ков по все­му миру.

Сре­ди мер, направ­лен­ных на умень­ше­ние экс­тре­мист­ской актив­но­сти, необ­хо­ди­мо отме­тить:

— «вклю­че­ние в феде­раль­ный госу­дар­ствен­ный обра­зо­ва­тель­ный стан­дарт по спе­ци­аль­но­сти жур­на­ли­сти­ка обра­зо­ва­тель­ных про­грамм по инфор­ма­ци­он­но­му осве­ще­нию вопро­сов про­ти­во­дей­ствия экс­тре­миз­му».
Это разум­ная идея, но она не долж­на огра­ни­чи­вать­ся под­го­тов­кой жур­на­ли­стов. Спец­кур­сы по про­ти­во­дей­ствию экс­тре­миз­му и тер­ро­риз­му мож­но вклю­чить в боль­шин­ство дру­гих обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, бла­го, они уже раз­ра­бо­та­ны в раз­ных моди­фи­ка­ци­ях Лабо­ра­то­ри­ей деструк­то­ло­гии МГЛУ.

— «повы­ше­ние пре­стиж­но­сти обра­зо­ва­ния, полу­чен­но­го в рос­сий­ских рели­ги­оз­ных обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ци­ях, а так­же осу­ществ­ле­ние мер госу­дар­ствен­ной под­держ­ки систе­мы обще­ствен­но­го кон­тро­ля за выез­дом рос­сий­ских граж­дан для обу­че­ния в ино­стран­ных рели­ги­оз­ных обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ци­ях». Это прин­ци­пи­аль­ная для духов­ных учеб­ных заве­де­ний пози­ция, кото­рая поз­во­лит им пре­тен­до­вать на допол­ни­тель­ную гос­под­держ­ку. Ранее такая мера в борь­бе с экс­тре­миз­мом не про­пи­сы­ва­лась.

— «госу­дар­ствен­ная под­держ­ка обще­ствен­ных и рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ний, дея­тель­ность кото­рых направ­ле­на на про­ти­во­дей­ствие экс­тре­мист­ским про­яв­ле­ни­ям». Тут без ком­мен­та­ри­ев, но сле­ду­ет дан­ную пози­цию дове­сти до све­де­ния всех заин­те­ре­со­ван­ных лиц.

Одна­ко хоте­лось бы вне­сти еще ряд пред­ло­же­ний в раз­ви­тие столь важ­но­го доку­мен­та как «Стра­те­гия про­ти­во­дей­ствия экс­тре­миз­му в Рос­сий­ской Феде­ра­ции до 2025 года».

Во-пер­вых, счи­та­ем необ­хо­ди­мым ука­за­ние на необ­хо­ди­мость моде­ли­ро­ва­ния эво­лю­ции экс­тре­миз­ма и ран­не­го выяв­ле­ния новых угроз. Экс­тре­мист­ские струк­ту­ры быст­ро видо­из­ме­ня­ют­ся и начи­на­ют про­яв­лять актив­ность в новых сфе­рах, поэто­му очень важ­но зара­нее раз­ра­ба­ты­вать спо­со­бы борь­бы с ними.

В‑вторых, реко­мен­ду­ем допол­нить клас­си­фи­ка­цию новых форм экс­тре­миз­ма, для про­яв­ле­ния кото­рых под­хо­дят не толь­ко орга­ни­за­ции, назва­ни­я­ми суб­куль­тур и децен­тра­ли­зо­ван­ных сете­вых сооб­ществ. Напри­мер, суб­куль­ту­ра «Колум­байн» не под­па­да­ет под опре­де­ле­ние экс­тре­мист­ской орга­ни­за­ции, а по фак­ту осу­ществ­ля­ет тер­ро­ри­сти­че­скую дея­тель­ность. При­знать фор­ма­ми экс­тре­мист­ской идео­ло­гии сле­ду­ет так­же и суи­ци­даль­ные игры в соц­се­тях, суб­куль­ту­ру АУЕ, а так­же, суб­куль­ту­ру некро­ком­ми, кото­рая хоть и не при­зы­ва­ет к наси­лию, но про­дви­га­ет идеи отде­ле­ния части тер­ри­то­рии стра­ны.

В‑третьих, важ­но деталь­нее про­пи­сать опре­де­ле­ние соци­аль­ной груп­пы как тако­вой и рас­ши­рить пере­чень форм раз­жи­га­ния роз­ни. Дело в том, что сей­час наблю­да­ем не толь­ко при­выч­ные фор­мы такой дея­тель­но­сти — раз­жи­га­ние расо­вой, этни­че­ской, рели­ги­оз­ной, поли­ти­че­ской, идео­ло­ги­че­ской, соци­аль­ной роз­ни, но и новые тен­ден­ции — напри­мер, по поло­во­му и воз­раст­но­му при­зна­ку. Это акту­аль­но, и на дан­ный момент уже воз­буж­де­но несколь­ко соот­вет­ству­ю­щих уго­лов­ных дел.

В‑четвертых, сто­ит отдель­но отме­тить опас­ные для жиз­ни людей фор­мы меди­цин­ско­го и юри­ди­че­ско­го дис­си­дент­ства, кото­рые под­стре­ка­ют граж­дан к нару­ше­нию про­ти­во­эпи­де­ми­че­ских мер, ван­да­лиз­му, совер­ша­е­мо­му в отно­ше­нии тех­ни­че­ских соору­же­ний, актам агрес­сии в адрес гос­слу­жа­щих. Опре­де­ле­ние «деструк­тив­ные обра­зо­ва­ния» целе­со­об­раз­но вве­сти в отно­ше­нии всех неклас­си­че­ских экс­тре­мист­ских про­яв­ле­ний, групп людей раз­но­го гене­зи­са, про­па­ган­ди­ру­ю­щих деструк­тив­ные идео­ло­гии.

Пра­во­за­щит­ный центр ВРНС готов предо­ста­вить свои нара­бот­ки для даль­ней­шей опти­ми­за­ции Стра­те­гии и пред­ло­жить к рас­смот­ре­нию зако­но­про­ек­ты, раз­ра­бо­тан­ные наши­ми спе­ци­а­ли­ста­ми.

Источ­ник

0 0

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

One thought on “Пози­ция Пра­во­за­щит­но­го цен­тра ВРНС по ново­му вари­ан­ту «Стра­те­гии про­ти­во­дей­ствия экс­тре­миз­му в Рос­сий­ской Феде­ра­ции до 2025 года»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *