О про­ис­хож­де­нии поня­тия Мало­рос­сия

Монастырь
1 0
Село Под­ка­мень, Львов­ская область. Быв­ший рим­ско-като­ли­че­ский доми­ни­кан­ский мона­стырь «Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, Кре­ста Гос­под­не­го, апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла и всех свя­тых», ныне — мона­стырь «Про­ис­хож­де­ния Дере­ва Кре­ста Гос­под­не­го» Укра­ин­ской гре­ко-като­ли­че­ской церк­ви.

В 2010 году путе­ше­ствуя по Львов­ской обла­сти, я забрёл в гре­ко-като­ли­че­ский мона­стырь в селе Под­ка­мень, суще­ству­ю­щий здесь с 1464 года.

Там есть ста­туя жен­щи­ны на высо­ком стол­бе. Я спро­сил мона­ха: «Кто это?». Он отве­тил: «Влад­на пани Русь­ко­го краю». Ста­туя Бого­ма­те­ри, кото­рая сто­ит здесь с 18 — го века пере­жи­ла все вой­ны и совет­ский пери­од. Не укра­ин­ско­го и не гали­чан­ско­го, а рус­ско­го краю гос­по­жа, сто­ит на высо­кой колонне в мона­сты­ре постро­ен­ном поль­ским коро­лём во Львов­ской обла­сти — колы­бе­ли укра­ин­ско­го сепа­ра­тиз­ма.

В окрест­но­стях села Под­ка­мень нахо­дит­ся памят­ник при­ро­ды — 16-мет­ро­вая ска­ла-оста­нец Камень, так­же назы­ва­е­мая «Чёр­тов камень». (Фото: Rbrechko)

Я не буду зани­мать­ся здесь иссле­до­ва­ни­ем про­ис­хож­де­ния опре­де­ле­ния «русь», это отдель­ная тема. Мне не нра­вит­ся мода в сло­вах «Малая Русь» и «Мало­рос­сия» слы­шать нечто уни­чи­жи­тель­ное. Когда на самом деле, эти сло­ва долж­ны пони­мать­ся как корен­ная или изна­чаль­ная Русь. Да, Киев и Луцк не древ­нее Нов­го­ро­да и Пско­ва, тем не менее, наша совре­мен­ная госу­дар­ствен­ность раз­ви­лась имен­но из Малой Руси в Вели­кую.
Поня­тия «Малая Русь» и «Мало­рос­сия» вве­ла Визан­тия.

Датой офи­ци­аль­но­го утвер­жде­ния назва­ния Мала Русь мож­но счи­тать 20 октяб­ря 1335 года (запом­ни­те эту дату), когда князь Галиц­кий и Волын­ский Юрий Вто­рой Боле­слав в гра­мо­те к вели­ко­му маги­стру Немец­ко­го орде­на Дит­ри­ху, назы­вал себя «duxtotius Russi; Minoris» («князь всея Малыя Руси»).

Поче­му Юрий Галиц­кий назвал себя мало­рус­ским кня­зем? Дело втом, что 1299 году мит­ро­по­лит всея Руси пере­ехал из при­шед­ше­го в упа­док Кие­ва, где про­изо­шло в своё вре­мя кре­ще­ние Руси в Зале­сье, то есть на севе­ро-восток от Дне­пра в город Вла­ди­мир. Пере­ез­ду мит­ро­по­ли­та пред­ше­ство­ва­ли три тра­ги­че­ских для Кие­ва собы­тия.

1. В 1169 году один­на­дцать рус­ских кня­зей во гла­ве с суз­даль­ским кня­зем Андре­ем Бого­люб­ским опу­сто­ша­ют сто­ли­цу Руси. Это была борь­ба «реги­о­нов» за боль­шую само­сто­я­тель­ность.

2. В 1203 Киев раз­граб­лен смо­лен­ским кня­зем Рюри­ком Рости­сла­ви­чем в баналь­ной борь­бе за власть.

3. И нако­нец, в 1240 году Киев был сожжен Баты­ем. Фор­маль­но оста­ва­ясь сто­ли­цей, Киев пре­вра­тил­ся в малень­кий, бед­ный горо­док, окру­жен­ный мало­на­се­лён­ны­ми зем­ля­ми. Нахо­дить­ся там мит­ро­по­ли­ту ста­ло не удоб­но.

После того как Киев­ский мит­ро­по­лит оста­вил Киев уехав дале­ко на севе­ро-восток кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Афа­на­сий Пер­вый (1230 — 1311) по тре­бо­ва­нию галиц­ко-волын­ско­го кня­зя Юрия Льво­ви­ча (1252 – 1308), сде­лал на Руси ещё одну мит­ро­по­лию и назна­чил мит­ро­по­ли­том галиц­ко­го епи­ско­па. Галиц­кая мит­ро­по­лия, создан­ная в 1303 году, состо­я­ла из шести епар­хий: галиц­кой, пере­мышль­ской, вла­ди­ми­ро-волын­ской, холм­ской, луц­кой и туров­ской (тер­ри­то­рия совре­мен­ной Бело­рус­сии). Всё это зем­ли вхо­ди­ли в состав Галиц­ко – Волын­ско­го кня­же­ства.

Так на Руси появи­лось два мит­ро­по­ли­та и Русь, волею визан­тий­ско­го пат­ри­ар­ха фор­маль­но раз­де­ли­лась на Малую и Вели­кую. Малая — 6 епар­хий. Вели­кая — 19 епар­хий.

Вели­кой Русью назы­ва­лись епар­хии под вла­стью киев­ско­го мит­ро­по­ли­та, пере­ехав­ше­го из при­шед­ше­го в упа­док Кие­ва в силь­ный и про­цве­та­ю­щий Вла­ди­мир, а потом, в 1325 году в бур­но раз­ви­вав­шу­ю­ся Моск­ву.

Око­ло 1307 года оба мит­ро­по­ли­та умер­ли, в 1308 году умер и князь Юрий Льво­вич. Тогда Афа­на­сий сно­ва объ­еди­нил две мит­ро­по­лии, а мит­ро­по­ли­том киев­ским всея и Малой и Вели­кой Руси, Афа­на­сий назна­чил волы­ня­ни­на Пет­ра Ратен­ско­го — чело­ве­ка из Мало­рос­сии. Пётр стал пер­вый из мит­ро­по­ли­тов Киев­ских, посто­ян­но жив­шим в Москве и он кано­ни­зи­ро­ван Рус­ской цер­ко­вью как свя­ти­тель, мощи мит­ро­по­ли­та Пет­ра поко­ят­ся в глав­ном хра­ме крем­ля. Но не смот­ря на воз­вра­ще­ние еди­но­го мит­ро­по­ли­та и для запа­да, и для восто­ка Руси, поня­тия Малая и Вели­кая Русь так и оста­лись.

А посколь­ку гре­ки назы­ва­ли нашу стра­ну не Русь, а Рос­сия, заме­нив бук­ву «у» на «о» и доба­вив ещё одно «с» — оба про­из­но­ше­ния оста­лись в нашем язы­ке. Кор­ни «рус» и «рос» озна­ча­ют один и тот же народ. По это­му — Малая Русь и Мало­рос­сия одно и тоже.

В 1317 году литов­ский князь Геди­мин добил­ся от визан­тий­цев умень­шить мит­ро­по­лию Вели­кой Руси. По его тре­бо­ва­нию была созда­на отдель­ная пра­во­слав­ная мит­ро­по­лия Лит­вы со сто­ли­цей в Нов­го­род­ке. Так заро­ди­лась Белая Русь. Есте­ствен­но Лит­ва не хоте­ла, духов­но под­чи­нять­ся мит­ро­по­ли­ту во Вла­ди­ми­ре, кото­ро­го кон­тро­ли­ру­ет чужой князь.

В 1324 году Лит­ва захва­ти­ла Киев, быв­ший тогда дан­ни­ком орды, а в 1362 литов­цы, раз­бив татар у реки Синю­ха (ныне Киро­во­град­ская область, посё­лок Ново­ар­хан­гельск) под­чи­ни­ли себе все южно­рус­ские зем­ли.

Так Литов­ской мит­ро­по­лии ста­ли под­чи­нять­ся Киев­ская, Чер­ни­гов­ская, Вла­ди­ми­ро-Волын­ская, Луц­кая, Пере­мышль­ская, Туров­ская, Полоц­кая и Смо­лен­ская епар­хии. То есть Киев­ский мит­ро­по­лит сидел в Москве, а самим Кие­вом управ­ля­ли литов­ский князь и бело­рус­ский мит­ро­по­лит.

В 1349 году Галиц­кая Русь была захва­че­на поля­ка­ми, и в послед­ствии Малой Русью ста­ли назы­вать части Руси, ока­зав­ши­е­ся под вла­стью като­ли­че­ских коро­лей. По ана­ло­гии с Малой Гре­ци­ей и Малой Арме­ни­ей — тер­ри­то­ри­я­ми, являв­ши­ми­ся колы­бе­лью боль­шой нации и тоже ока­зав­ши­ми­ся за гра­ни­ца­ми соб­ствен­ной дер­жа­вы. То есть: «малая» — зна­чит цен­траль­ная или изна­чаль­ная. Это поня­тие при­шло к нам от гре­ков. Как и поня­тие «мать горо­дов».

Поче­му, Киев мать горо­дов рус­ских, а не отец? Пото­му, что в гре­че­ском язы­ке, сло­во полис(город) — жен­ско­го рода. Так с лёг­кой руки визан­тий­цев, от кото­рых мы при­ня­ли хри­сти­ан­ство, Киев стал назы­вать­ся мате­рью.

Посколь­ку ста­рые рус­ские зем­ли домон­голь­ско­го пери­о­да, воз­вра­ща­лись в Рос­сию не сра­зу и не навсе­гда. Назва­ние «Мало­рос­сия» име­ли раз­ные тер­ри­то­рии.

С 15 — го века Мало­рос­си­ей назы­ва­ют все рус­ские зем­ли в соста­ве Речи Поспо­ли­той, в том чис­ле и те, что вхо­дят в состав совре­мен­ной Бела­ру­си. То есть Бела­русь, это тоже Мало­рос­сия посколь­ку, будучи пра­во­слав­ной и рус­ской, она тоже дол­гое вре­мя нахо­ди­лась под управ­ле­ни­ем то литов­ских то поль­ских коро­лей. Даже Смо­ленск был Мало­рос­си­ей. Во вре­ме­на Лже­д­мит­ри­ев ей мог­ла стать и Москва.
с 17 — го века Мало­рос­сия — одно из офи­ци­аль­ных назва­ний Гет­ман­щи­ны, а за тем и всех воз­вра­щен­ных в Рос­сию ста­рых рус­ских земель.

После Октябрь­ской рево­лю­ции 1917 назва­ние «Мало­рос­сия» ока­за­лось под запре­том и заме­не­но сло­вом «укра­и­на», кото­рое, по мне­нию исто­ри­ков Нико­лая Косто­ма­ро­ва, Дмит­рия Бага­лея, Вла­ди­ми­ра Анто­но­ви­ча исполь­зо­ва­лась как обо­зна­че­ние окра­ин­ных земель и Поль­ши и Лит­вы, и Руси. Эти же исто­ри­ки счи­та­ли, что «Мало­рос­сия» явля­ет­ся назва­ни­ем зем­ли, где живёт южно — рус­ская народ­ность.

Дмит­рий Шар­ко

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *