Воз­ро­ди­лось ли и куда дви­жет­ся каза­че­ство России

Через год испол­ня­ет­ся 7 лет со дня утвер­жде­ния Пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Феде­ра­ции В.В.Путиным «Стра­те­гии раз­ви­тия госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции в отно­ше­нии Рос­сий­ско­го каза­че­ства до 2020 года» (утв. Пре­зи­ден­том РФ 15.09.2012 N Пр- 2789). В сле­ду­ю­щем году мы смо­жем под­ве­сти ито­ги реа­ли­за­ции этой стра­те­гии и, оче­вид­но, ожи­дать при­ня­тия новой стра­те­гии на после­ду­ю­щий вре­мен­ной период.

Вопро­сам воз­рож­де­ния рос­сий­ско­го каза­че­ства со сто­ро­ны госу­дар­ства уде­ля­ет­ся доста­точ­но боль­шое вни­ма­ние. За почти 30-лет­ний пери­од суще­ство­ва­ния дви­же­ния за воз­рож­де­ние каза­че­ства (с кон­ца 1980‑х гг.) толь­ко феде­раль­ны­ми орга­на­ми госу­дар­ствен­ной вла­сти (Пре­зи­ден­том, Вер­хов­ным Сове­том, Госу­дар­ствен­ной Думой, Пра­ви­тель­ством) было изда­но более 200 нор­ма­тив­но-пра­во­вых актов, регла­мен­ти­ру­ю­щих про­цесс воз­рож­де­ния каза­че­ства, логи­ку его вза­и­мо­дей­ствия с орга­на­ми вла­сти раз­лич­но­го уров­ня. Сей­час акцент пере­не­сен уже не на воз­рож­де­ние (счи­та­ет­ся, что оно достиг­ну­то), а на раз­ви­тие казачества.

Вопро­са­ми раз­ви­тия каза­че­ства зани­ма­ет­ся спе­ци­аль­но создан­ный Совет при Пре­зи­ден­те Рос­сий­ской Феде­ра­ции по делам каза­че­ства, воз­глав­ля­е­мый помощ­ни­ком пре­зи­ден­та А.А.Серышевым. Роль Сове­та, в основ­ном, реко­мен­да­тель­ная. Она ори­ен­ти­ро­ва­на на под­го­тов­ку пред­ло­же­ний Пре­зи­ден­ту Рос­сий­ской Феде­ра­ции по опре­де­ле­нию при­о­ри­тет­ных направ­ле­ний госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки в отно­ше­нии рос­сий­ско­го каза­че­ства, а так­же систе­ма­ти­че­ское инфор­ми­ро­ва­ние Пре­зи­ден­та по вопро­сам, каса­ю­щим­ся рос­сий­ско­го каза­че­ства, в том чис­ле, о ходе реа­ли­за­ции Стра­те­гии раз­ви­тия госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции в отно­ше­нии рос­сий­ско­го каза­че­ства до 2020 года. Непо­сред­ствен­ное вза­и­мо­дей­ствие с каза­че­ством сво­дит­ся к ока­за­нию «мето­ди­че­ской, орга­ни­за­ци­он­ной и иной помо­щи каза­чьим обще­ствам и обще­ствен­ным объ­еди­не­ни­ям каза­че­ства» (см. П оло­же­ние о Сове­те).

Поми­мо Сове­та, эти­ми же вопро­са­ми зани­ма­ет­ся «Меж­ве­дом­ствен­ная комис­сия по реа­ли­за­ции Стра­те­гии раз­ви­тия госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции в отно­ше­нии рос­сий­ско­го каза­че­ства до 2020 года». Воз­глав­ля­ет комис­сию заме­сти­тель Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции В.Л.Мутко. Комис­сия созда­на Поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 24 мая 2014 г. N 479 для коор­ди­на­ции рабо­ты по реа­ли­за­ции Стра­те­гии и кон­тро­ля за ее реа­ли­за­ци­ей, а так­же ана­ли­за хода реа­ли­за­ции Стра­те­гии и под­го­тов­ки пред­ло­же­ний по ее совер­шен­ство­ва­нию. В функ­ции Комис­сии, в част­но­сти, входит:

  • раз­ра­бот­ка про­ек­тов пла­нов реа­ли­за­ции Стратегии;
  • кон­троль за под­го­тов­кой и осу­ществ­ле­ни­ем меро­при­я­тий по реа­ли­за­ции Стра­те­гии, а так­же ана­лиз резуль­та­тов этой деятельности;
  • под­го­тов­ка еже­год­ных докла­дов о ходе реа­ли­за­ции Стратегии;
  • оцен­ка эффек­тив­но­сти меро­при­я­тий по реа­ли­за­ции Стратегии.

Веро­ят­но, дея­тель­ность Комис­сии носит закры­тый харак­тер, так как ника­кой инфор­ма­ции о её дея­тель­но­сти за 5 лет суще­ство­ва­ния Комис­сии в откры­тых источ­ни­ках най­ти не уда­лось. Орга­ни­за­ци­он­но-тех­ни­че­ское и мето­ди­че­ское обес­пе­че­ние дея­тель­но­сти Комис­сии осу­ществ­ля­ет Феде­раль­ное агент­ство по делам национальностей.

Непо­сред­ствен­ное руко­вод­ство рабо­той по реа­ли­за­ции госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки в отно­ше­нии каза­че­ства воз­ло­же­но на Феде­раль­ное агент­ство по делам наци­о­наль­но­стей (ФАДН). В его соста­ве име­ет­ся отдел по вза­и­мо­дей­ствию с рос­сий­ским каза­че­ством. Отдел вхо­дит в Управ­ле­ние по укреп­ле­нию обще­на­ци­о­наль­но­го един­ства и про­фи­лак­ти­ке экс­тре­миз­ма на наци­о­наль­ной поч­ве. Из чего сле­ду­ет, что он, по идее, веда­ет не толь­ко вопро­са­ми раз­ви­тия каза­че­ства, но и пре­ду­пре­жде­ния сепа­ра­тист­ских и экс­тре­мист­ских про­яв­ле­ний в каза­чьей сре­де. Поло­же­ние об отде­ле по вза­и­мо­дей­ствию с рос­сий­ским каза­че­ством на сай­те ФАДН и в дру­гих источ­ни­ках най­ти не уда­лось и о кру­ге реша­е­мых им задач судить сложно.

Гла­ва ФАДН И.В.Баринов вхо­дит в состав пре­зи­дент­ско­го Сове­та по каза­че­ству и явля­ет­ся заме­сти­те­лем В.Л.Мутко в меж­ве­дом­ствен­ной Комис­сии. В слу­чае серьез­ных про­ва­лов в реа­ли­за­ции госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции в отно­ше­нии рос­сий­ско­го каза­че­ства отве­чать, ско­рее все­го, при­дет­ся имен­но ему. У него в этом плане наи­бо­лее труд­ное поло­же­ние, т.к. в шта­те отде­ла по вза­и­мо­дей­ствию с рос­сий­ским каза­че­ством все­го три сотруд­ни­ка и решить слож­но пере­пле­тён­ный клу­бок воз­ло­жен­ных на ФАДН задач, в части вза­и­мо­дей­ствия с рос­сий­ским каза­че­ством, им крайне не просто.

То, что в реше­нии задач по реа­ли­за­ции госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции в отно­ше­нии рос­сий­ско­го каза­че­ства до 2020 года не все бла­го­по­луч­но уже оче­вид­но. Не исклю­че­но, что с при­бли­жа­ю­щим­ся под­ве­де­ни­ем ито­гов этой поли­ти­ки при­дет­ся искать винов­ных. Слу­чай­но или нет, отдель­ные чинов­ни­ки, фор­ми­ро­вав­шие и осу­ществ­ляв­шие эту поли­ти­ку наи­боль­ший пери­од вре­ме­ни, уже пере­шли на дру­гие должности.

Неко­то­рая инфор­ма­ция об эффек­тив­но­сти дея­тель­но­сти пере­чис­лен­ных трех гос­струк­тур в апре­ле это­го года была опуб­ли­ко­ва­на на пор­та­ле КИАЦ в ста­тье  «Мерт­вый сезон в рос­сий­ском каза­че­стве». В ней шла речь о фак­ти­че­ской без­де­я­тель­но­сти Сове­та при Пре­зи­ден­те Рос­сий­ской Феде­ра­ции по делам каза­че­ства. Несмот­ря на сме­ну руко­во­ди­те­ля Сове­та А.Д.Беглова (не поду­май­те, что за раз­вал рабо­ты Сове­та), за после­ду­ю­щие пять меся­цев кар­ти­на не изме­ни­лась. Рас­чет ново­го пред­се­да­те­ля Сове­та по делам каза­че­ства Ана­то­лия Серы­ше­ва, что  с пер­во­го сен­тяб­ря Все­рос­сий­ское каза­чье обще­ство уже нач­нет свою рабо­ту в Москве, не под­твер­дил­ся. Ата­ман Все­рос­сий­ско­го каза­чье­го обще­ства Пре­зи­ден­том Рос­сии не утвержден.

Кста­ти, Все­рос­сий­ский каза­чий круг, при­зван­ный объ­еди­нить все обще­ствен­ные каза­чьи объ­еди­не­ния, дол­жен был состо­ять­ся не позд­нее 1 октяб­ря 1994 года. На этом кру­ге каза­ки долж­ны были про­го­ло­со­вать за кан­ди­да­ту­ру Вер­хов­но­го ата­ма­на каза­че­ства Рос­сии для пред­став­ле­ния его на утвер­жде­ние Пре­зи­ден­ту Рос­сий­ской Федерации.

Из нахо­дя­ще­го­ся в рабо­те ана­ли­ти­че­ско­го мате­ри­а­ла КИАЦ

Мно­гие вопро­сы и свя­зан­ные с ними про­бле­мы в реа­ли­за­ции гос­по­ли­ти­ки в отно­ше­нии каза­че­ства мог бы снять, в слу­чае его при­ня­тия, «Закон о каза­че­стве». По сло­вам основ­но­го кан­ди­да­та на долж­ность ата­ма­на Все­рос­сий­ско­го каза­чье­го обще­ства, Пред­се­да­те­ля Сове­та ата­ма­нов вой­ско­вых каза­чьих обществ Сове­та при Пре­зи­ден­те Рос­сий­ской Феде­ра­ции по делам каза­че­ства Н.Долуды: «…без него даль­ней­шее раз­ви­тие все­го рос­сий­ско­го каза­че­ства немыс­ли­мо». И, глав­ное, он внес бы зако­но­да­тель­ную ясность в ответ на вопрос «кто такие каза­ки?». Но его при­ня­тие откла­ды­ва­ет­ся чет­верть века (подроб­нее на эту тему см. «При­ня­тие зако­на о каза­че­стве сно­ва откла­ды­ва­ет­ся. В чем при­чи­на и кто вино­ват?»).

Теку­щее поло­же­ние дел в рос­сий­ском каза­че­стве и в целом в граж­дан­ском обще­стве, частью кото­ро­го оно явля­ет­ся, пока­зы­ва­ет, что назре­ли серьез­ные вопро­сы и про­бле­мы, тре­бу­ю­щие неза­мед­ли­тель­но­го реше­ния. Мно­гие СМИ и не толь­ко оппо­зи­ци­он­ные и анти­рос­сий­ские, пишут о поли­ти­че­ском кри­зи­се и воз­мож­ной рево­лю­ции в Рос­сии. Нема­ло и таких, кото­рые пря­мо или кос­вен­но к ней под­тал­ки­ва­ют и пыта­ют­ся исполь­зо­вать для это­го «каза­чью кар­ту». На неко­то­рых псев­до каза­чьих Интер­нет- ресур­сах появи­лись пуб­ли­ка­ции, буд­то «Каза­ки меч­та­ют и гре­зят о рево­лю­ции в Рос­сии». Орга­ни­зу­ют­ся так­же закры­тые каза­чьи груп­пы в соц­се­тях для инструк­та­жа их участ­ни­ков по неси­ло­во­му захва­ту адми­ни­стра­тив­ных зда­ний и ней­тра­ли­за­ции сотруд­ни­ков МВД и сило­ви­ков, пыта­ю­щих­ся пре­пят­ство­вать их рево­лю­ци­он­но­му поры­ву (фор­ми­ру­ет­ся по сути экс­тре­мист­ская орга­ни­за­ция!). Появи­лась так­же кате­го­рия каза­ков, пыта­ю­щих­ся решать лич­ные про­бле­мы финан­со­во­го харак­те­ра или совер­шив­ших про­ти­во­прав­ные дей­ствия, пред­по­ла­га­ю­щие уго­лов­ную ответ­ствен­ность, кото­рые, спе­ку­ли­руя на про­бле­мах раз­ви­тия каза­че­ства выда­ют себя за защит­ни­ков каза­чьих инте­ре­сов. Все это откры­то выно­сит­ся на стра­ни­цы оппо­зи­ци­он­ных и анти­рос­сий­ских СМИ и тира­жи­ру­ет­ся ими.

В апре­ле 2013 года попыт­ку про­ана­ли­зи­ро­вать ито­ги реа­ли­за­ции госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки РФ в отно­ше­нии рос­сий­ско­го каза­че­ства в тече­ние 20-ти лет пред­при­нял каза­чий гене­рал, ата­ман Орен­бург­ско­го вой­ско­во­го каза­чье­го обще­ства 1998–2010гг. Вла­ди­мир Глу­хов­ский. Ста­тья так и назы­ва­ет­ся: «Госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка РФ в отно­ше­нии рос­сий­ско­го каза­че­ства в тече­ние 20-ти лет: итоги».

В новой серии инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ских мате­ри­а­лов, под­го­тов­ку кото­рых нача­ла Меж­ре­ги­о­наль­ная обще­ствен­ная орга­ни­за­ция «Объ­еди­нен­ная редак­ция каза­чьих средств мас­со­вой инфор­ма­ции «Каза­чий инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ский центр», посвя­щен­ных ито­гам воз­рож­де­ния и раз­ви­тия каза­че­ства за 26 лет, пла­ни­ру­ет­ся сде­лать не толь­ко ана­лиз дея­тель­но­сти госу­дар­ствен­ных орга­нов, отве­ча­ю­щих за реа­ли­за­цию соот­вет­ству­ю­щих зако­но­да­тель­ных актов, но и ана­лиз дея­тель­но­сти по воз­рож­де­нию и раз­ви­тию со сто­ро­ны самих каза­ков. Преж­де все­го, пла­ни­ру­ет­ся про­ана­ли­зи­ро­вать дея­тель­ность наи­бо­лее круп­ных каза­чьих обще­ствен­ных объ­еди­не­ний и отдель­ных орга­ни­зо­ван­ных групп, как име­ю­щих, так и не име­ю­щих госу­дар­ствен­ную реги­стра­цию, но ока­зы­ва­ю­щих то или иное вли­я­ние на раз­ви­тие каза­че­ства в Рос­сии и за рубежом. 

В част­но­сти, вклад в раз­ви­тие каза­че­ства Обще­рос­сий­ской обще­ствен­ной орга­ни­за­ции по раз­ви­тию каза­че­ства «Союз Каза­ков-Вои­нов Рос­сии и Зару­бе­жья» с посто­ян­но дей­ству­ю­щим руко­во­дя­щим кол­ле­ги­аль­ным орга­ном Выс­шим Сове­том СКВРиЗ. Не оста­нет­ся без вни­ма­ния и дея­тель­ность дру­гих каза­чьих объ­еди­не­ний, в том чис­ле, высту­па­ю­щих на меж­ду­на­род­ном уровне. В их чис­ле  Все­мир­ный Кон­гресс каза­ков и Совет по делам каза­чьей инте­гра­ции Меж­ду­на­род­но­го сою­за непра­ви­тель­ствен­ных орга­ни­за­ций «Ассам­блея наро­дов Евра­зии» (поло­же­ние о нем и состав Сове­та см. на офи­ци­аль­ном сай­те Ассам­блеи наро­дов Евразии).

Так­же пред­по­ла­га­ет­ся под­верг­нуть ана­ли­зу все наи­бо­лее важ­ные пра­во­вые доку­мен­ты, каса­ю­щи­е­ся каза­че­ства Рос­сии, пла­ны и кон­крет­ные меро­при­я­тия по их реализации.

Пла­ни­ру­ет­ся сде­лать это во вза­и­мо­дей­ствии с Комис­си­ей, воз­глав­ля­е­мой В.Л.Мутко, а так­же отде­лом ФАДН по вза­и­мо­дей­ствию с каза­че­ством. Это может стать хоро­шим при­ме­ром прак­ти­че­ской реа­ли­за­ции поло­же­ния об инфор­ма­ци­он­ной откры­то­сти дея­тель­но­сти орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти в отно­ше­нии рос­сий­ско­го каза­че­ства, про­воз­гла­шен­ной в Кон­цеп­ции госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки в отно­ше­нии казачества.

Не менее важ­но про­ана­ли­зи­ро­вать, что сде­ла­но каза­ка­ми в направ­ле­нии само­ор­га­ни­за­ции для сво­е­го воз­рож­де­ния, раз­ви­тия и нахож­де­ния эффек­тив­ных путей и форм вза­и­мо­дей­ствия с госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми и Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. В этой свя­зи, сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние, что госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка, реа­ли­зу­е­мая через соот­вет­ству­ю­щую стра­те­гию, не ста­вит сво­ей целью воз­рож­де­ние и раз­ви­тие каза­че­ства, а лишь содей­ствие само­му каза­че­ству в его воз­рож­де­нии и раз­ви­тии. Вот как ком­мен­ти­ру­ет этот вопрос один из актив­ных участ­ни­ков КИАЦ Вла­ди­мир Голиков:

“Каза­че­ство может при­ни­мать свою стра­те­гию раз­ви­тия — “Стра­те­гию раз­ви­тия рос­сий­ско­го каза­че­ства”, состав­лять план сво­е­го раз­ви­тия, в инте­ре­сах само­го каза­че­ства, а не по навя­зан­ным госу­дар­ствен­ной вла­стью “лека­лам”. Но это по Зако­ну так. Понят­но, что реест­ро­вые ата­ма­ны — все “сплошь” госчи­нов­ни­ки, будут вся­че­ски про­ти­во­дей­ство­вать само­сто­я­тель­но­сти каза­че­ства. Да и “не реест­ро­вые”, из чис­ла “авто­ри­тет­ных”, не отста­нут от пер­вых. Поэто­му каза­че­ству и под­со­вы­ва­ют вся­кие “пустыш­ки”.

“Власть Кру­га” в каза­че­стве фак­ти­че­ски заме­ни­лась “вла­стью госу­дар­ствен­ных чинов­ни­ков”, глав­ный стер­жень каза­че­ства уни­что­жен, тра­ди­ции пору­ше­ны. И ско­рее все­го это уже необ­ра­ти­мый процесс.

Госу­дар­ство постро­ит то что ему нуж­но, с вашим уча­сти­ем или без него. Осуж­дай­те — не обсуж­дай­те, итог зара­нее предопределен.

Но будет ли постро­е­но то что нуж­но казачеству?..

Не оста­лось в КО каза­чье­го мен­та­ли­те­та, даю­ще­го спо­соб­ность изме­нить ситу­а­цию. Зато есть мно­го людей подо­гре­ва­ю­щих инте­рес ко вся­ким бес­тол­ко­вым (для каза­че­ства) госу­дар­ствен­ным актам, вро­де этой “Стра­те­гии”. Идут спо­ры, обсуж­де­ния — пустое. Это толь­ко уво­дит от реаль­но­сти…” Подроб­нее…).

Даль­ней­ший про­цесс раз­ви­тия каза­че­ства во мно­гом зави­сит от того, кто в нем будет испол­нять веду­щую роль: сами каза­ки, сор­га­ни­зо­ван­ные для это­го и име­ю­щие ясно сфор­му­ли­ро­ван­ные цели и стра­те­гию слу­же­ния Оте­че­ству, не всту­па­ю­щие в про­ти­во­ре­чие с инте­ре­са­ми наро­дов Рос­сии, или чинов­ни­ки, ори­ен­ти­ро­ван­ные на чуж­дые каза­че­ству духов­ные и нрав­ствен­ные цен­но­сти, пре­сле­ду­ю­щие свои лич­ные цели, дале­кие от инте­ре­сов каза­ков и наро­да. Гово­ря о чинов­ни­ках, в дан­ном слу­чае, речь идет о тех из них, для кого госу­дар­ствен­ная служ­ба не име­ет ниче­го обще­го со слу­же­ни­ем Оте­че­ству. Тех, кто по сути пре­да­ет и про­да­ет стра­ну, погряз в кор­руп­ции, име­ют ино­стран­ное граж­дан­ство, чьи инте­ре­сы, день­ги и буду­щее завя­за­ны на дру­гие стра­ны и т.д.

Осо­бое вни­ма­ние пред­по­ла­га­ет­ся уде­лить роли каза­чьих СМИ и исполь­зу­е­мых каза­ка­ми Интер­нет-ресур­сов для инфор­ма­ци­он­но­го обес­пе­че­ния дея­тель­но­сти име­ю­щих­ся каза­чьих струк­тур. Ана­ли­зу их при­ме­не­ния в реше­нии задач раз­ви­тия каза­че­ства и выстра­и­ва­нию кон­струк­тив­ных отно­ше­ний с дру­ги­ми СМИ и орга­на­ми вла­сти, от дея­тель­но­сти кото­рых зави­сит судь­ба каза­че­ства. Имен­но «обес­пе­че­ния», в каче­стве одно­го из наи­бо­лее дей­ствен­ных инстру­мен­тов реше­ния постав­лен­ных перед каза­чьи­ми обще­ства­ми и орга­ни­за­ци­я­ми задач, а не одно­го лишь «осве­ще­ния» фак­тов про­ве­де­ния тех или иных меро­при­я­тий, мало вли­я­ю­щих на дости­же­ние целей дея­тель­но­сти этих орга­ни­за­ций. О том, что под этим пони­ма­ет­ся и как пред­по­ла­га­лось стро­ить систе­му инфор­ма­ци­он­но­го обес­пе­че­ния дея­тель­но­сти одно­го из самых круп­ных обще­ствен­ных каза­чьих объ­еди­не­ний СКВРиЗ см. в пуб­ли­ка­ции «Об орга­ни­за­ции систе­мы инфор­ма­ци­он­но­го обес­пе­че­ния дея­тель­но­сти СКВРиЗ».

Целью, орга­ни­зу­е­мой КИАЦ рабо­ты, тре­бу­ю­щей серьез­ных орга­ни­за­ци­он­ных уси­лий и уча­стия зна­чи­тель­но­го чис­ла тех, кому не без­раз­лич­на судь­ба каза­че­ства, явля­ет­ся содей­ствие в реше­нии нако­пив­ших­ся про­блем и выра­бот­ка пред­ло­же­ний, направ­лен­ных на вывод каза­че­ства из ямы, в кото­рую оно все боль­ше погру­жа­ет­ся. И глав­ные из про­блем — отсут­ствие идеи и лиде­ров, спо­соб­ных пове­сти за собой каза­ков для выво­да из тупика.

Руко­во­ди­тель КИАЦ

Алек­сей Зборовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *